
Что такое «гиперлокал»?
Как уже знают наши читатели, до 25 октября на Васильевском острове продолжается 13-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее».

ФОТО blurAZ/shutterstock.com
У него новый куратор Алиса Прудникова, она и заявила тему «Гиперлокал: большие открытия».
Попробуй объясни простому народу, что значит этот «Гиперлокал» и какие большие открытия предстоит сделать петербуржцам, посетив фестивальные выставки. Родители с детьми, пенсионеры, активная молодежь, все те, кто составляет основную аудиторию фестиваля, хотели увидеть что-то необычное, желательно эффектное. Вместо этого им предложили художественные исследования, важные только для самих художников и узкого круга искусствоведов. Участники решили поговорить друг с другом о собственном творчестве и тех возможностях, которые сегодня предоставлены художнику – не просто изображать мир, но его исследовать.
Похоже, что для авторов главное не то, что в итоге предъявлено на суд публики, но предварительная работа. На этот раз фестиваль не рассчитан на того самого «неподготовленного зрителя», для которого изначально создавался. И потому оказался ему не слишком интересен. Зато для многих стали открытиями некоторые музеи: так что основную свою задачу – привлечь внимание широкой аудитории к редко посещаемым горожанами музеям – фестиваль выполнил.
Самым большим успехом пользовался Геологоразведочный музей им. академика Ф. Н. Чернышева. Чтобы добраться до видеоинсталляции «Большая метеоритная ловушка» немецкой художницы Агнес Мейер-Брандис, надо пройти через весь зал, вольно или невольно рассматривая богатство природы, сокровища, что хранятся в ее недрах. Дети разглядывали скелет утконосого динозавра, взрослые – отпечаток следа камптозавра или череп панцирной рыбы... От разнообразия цветных камней глаза разбегались. Небольшие экраны с видео Агнес Майер-Брандис помещены в той части музея, где выставлены осколки и крупные куски метеоритов. Своей работой она решила поведать людям: между учеными и художниками разница лишь в том, что первые выдают свои исследования как истину, вторые – как вымысел.
Самое любопытное исследование «Она. Звание художника» провели Мария Годованная, Ярослав Воловод и Яна Михалина. Результаты в виде аудио-и видеоинсталляции показаны в Научно-исследовательском музее РАХ. Проект посвящен положению женщин в Академии художеств с момента ее основания. Предложено прислушиваться к голосам, перечисляющим имена, называющим цифры, попытаться вникнуть, сделать какие-то выводы вместе с неравнодушными к женской участи художниками. Но большая часть зрителей предпочитали просто разглядывать развешанные здесь же картины учениц академии разных лет: Анастасия Уханова, Васса Епифанова, Ольга Богаевская, Галина Пшеницына, Нина Киселева... Что мы знаем об их судьбах? Данное исследование – попытка приоткрыть неизвестные страницы истории искусства.
Неподалеку, в Музее современных искусств им С. П. Дягилева СПбГУ, выставлены работы молодых художников. Выставка называется «Сложные вопросы». В Музее-квартире А. И. Куинджи арт-группа «МишМаш» (Миша Лейкин и Маша Сумнина) создали «Музей в себе». Художники разложили дневники, эскизы, личные вещи и фотографии, в общем, все то, что говорит о личности творца.
Внешне эффектно выглядит, пожалуй, только проект английского художника Саймона Фудживары «Роскошные чудовища», выставленный в Центральном музее почвоведения им. В. В. Докучаева. Это коллажи, составленные из шкур животных, по цвету и структуре напоминающих образцы почв.
И, наконец, в машинном отделении ледокола «Красин» можно услышать «Симфонию ветров и маятников» медиахудожника Дмитрия Морозова. Едва уловимые шорохи, позвякивания механизмов, монотонные движения объектов создают ощущение легкой качки, естественной для этого места.
Примерно такое же ощущение осталось после посещения фестиваля, балансирующего между желаниями простого зрителя и идеями куратора. Впрочем, это тоже естественное состояние для современного искусства.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5556) от 01.10.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии