Что скрывают сокращения
Недавно на филологической конференции коллега-лексикограф рассказывал о словаре, который создает его группа в Донецке, – Словаре сложносокращенных слов. Меня поразил объем материала – в словаре будет описано 70 000 словарных единиц! Конечно, сложносокращенные слова всем знакомы, в языке они используются активно, но эта цифра производит впечатление!
Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com
Надо сказать, что сокращения расцвели сравнительно недавно – бум их пришелся на начало ХХ века. Язык революционного и советского времени был напичкан сокращениями, и эта картина сохраняется в наше время. В руках бюрократии даже самые невинные понятия скрываются за невообразимыми аббревиатурами: ГБДОУ – это просто детский сад (государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение), из которого дети идут в ГБОУ СОШ (среднюю общеобразовательную школу), лечатся в ГБУЗ (учреждении здравоохранения).
Помимо аббревиатур (берущих по первой букве от каждого слова, входящего в их состав) активно используются сложносокращенные слова. Догадаться об их значении обычно проще, их форма более прозрачна: Госсанэпиднадзор или смешно звучащее «госуслуги» никого не оставят в недоумении.
Считается, что сокращения призваны экономить языковые усилия, ускорять речь. Особенно это касается сокращений, образуемых путем стяжения. Например, слово «открытка» когда-то было образовано путем стяжения словосочетания «открытое письмо». Такой способ сокращения слов характерен для живой, разговорной речи.
Именно эта модель действует при образовании спорных сокращенных топонимов (названий мест) нашего города: Гостинка, Апрашка, Петроградка, Александринка... Появление таких слов в речи интеллигентных людей, использование их в СМИ, рекламе, названиях газет (молодежная газета Василеостровского района «Васька») становится поводом для жарких дискуссий. Действительно, странно выглядят заголовки газет или вывески с такими названиями. И все же думаю, что некоторые (хотя и не многие) подобные сокращенные топонимы уже заслужили право на жизнь в разговорной речи. Ведь за ними тоже стоит история и культура нашего города – не парадная, а живая. Поэтому трудно осудить людей, с нетерпением ожидающих премьеры в Мариинке и Александринке, назначающих встречи на Лиговке или Техноложке, гуляющих по Петропавловке и Петроградке...
Думаю, что некоторую поддержку всем этим сокращениям оказывают исторические наименования нашего города. Например, в 1730-х годах была основана Ржевка, Ржевская слобода, а в 1827 г. – Гражданка (немецкая слобода так и называлась – Гражданка). Нас не смущают названия рек: Невка (Большая, Средняя и Малая), Пряжка, Фонтанка. Может быть, и Петроградка в устной разговорной речи не так уж неуместна?
Недопустимыми видятся сокращения вроде «Болты» (Балтийский вокзал), «Грибанал» (канал Грибоедова), «Таврик» (Таврический сад), «Просвет» (проспект Просвещения). Похоже, они уже покинули литературную разговорную речь и, скорее, принадлежат жаргону, в первую очередь студенческому. Вот их употреблять, пожалуй, не стоит.
Очень много споров вызывает сокращенное именование нашего города: Питер. Дескать, недопустимая фамильярность. Но обиходное слово «Питер» значительно душевнее официального «Санкт-Петербурга». Вряд ли сторонники языкового пуризма в разговорной речи скажут соседке: «Я завтра с дачи возвращаюсь в Санкт-Петербург»...
Или другой пример – Исакий, Исаакиевский собор (официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского). Вот поэтические строки А. Ахматовой (1913 г.): «Вновь Исакий в облаченьи из литого серебра... Стынет в грозном нетерпеньи конь Великого Петра». Вряд ли можно упрекнуть мастера пера в стилистическом просчете. Напротив, знаменитые строки наполнены любовью к нашему городу. Думаю, что и люди, употребляющие сокращенные именования, не стремятся продемонстрировать пренебрежение к его истории и культуре. Скорее, речь идет о простом, дружеском обращении.
А раз так, то позвольте призвать любителей чистоты литературного языка к терпимости в этом вопросе.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (5687) от 21.04.2016.
Комментарии