Что сказал покойник

Сегодня завершается XXVI международный театральный фестиваль «Балтийский дом».

Что сказал покойник | Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Программное заявление его директора Сергея Шуба обещало серьезный разговор о кризисе вечных ценностей, о трагедии личности, болевых точках в обществе, о конфликтах всех уровней. В основном разговор этот велся на драматургическом материале, созданном далеко не сегодня. Среди немногих современных пьес, представленных в афише, была пьеса Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор», представленная белорусским государственным Молодежным театром в постановке Дмитрия Богославского.

Наталья Ворожбит - настоящая амазонка Новой драмы, направления в современной драматургии, которому до сих пор не придумали четкого определения. Иногда говорят, что Новая драма - это своеобразная структура, включающая в себя фестивали, семинары и театральные проекты, помогающая молодым русскоязычным драматургам создавать и продвигать свои произведения. Карьера Натальи Ворожбит - тот случай, когда система сработала блестяще. Множество постановок в Москве, Петербурге и других городах России, несколько постановок в Великобритании, успех на Украине, где Ворожбит живет с 2004 года, съемки в кино, работа над сериалами. Не только статьи в специальных изданиях, но и интервью с фотосессией в глянцевом журнале. А пьеса «Саша, вынеси мусор» была написана в 2015 году по заказу эдинбургского театра Traverse, который специализируется на новых именах в современной драматургии.

Можно говорить только о некоторых общих чертах, свойственных Новой драме, таких как близость к документалистике, о поиске через этот прием «новой искренности», об остром интересе драматургов, представляющих это течение, к событиям сегодняшнего дня. Трудно при этом говорить о каком-то едином стиле, в Новой драме есть все - от тяжелого реализма до легкого абсурда. Что касается пьесы «Саша, вынеси мусор» с ее горькой иронией и персонажем с того света, то в этой своей работе драматург далеко отошла от опытов с документальным театром. В речах персонажей под нарочитой обыденностью четко угадывается то самое «подводное течение», о котором принято говорить по отношению к новой драме рубежа XIX - XX веков, в характерах просматривается «обратная сторона». Словом, это тот самый материал, который можно поставить про что угодно.

Сюжет о том, как жена и дочь ведут длинные разговоры с умершим в ванной от сердечного приступа мужем и отцом, выясняя, кто кому испортил жизнь, в спектакле белорусского государственного Молодежного театра трактуется прямолинейно. Главная героиня Катя (Наталья Онищенко), засучив рукава черной траурной блузы, сильными руками энергично месит и раскатывает тесто для поминальных пирогов, в сбивчивом монологе то виня себя в смерти мужа, то, напротив, обвиняя его во всех своих несчастьях. То есть вся плоть жизни, все ее круто замешанное тесто находится в руках этой женщины. И даже когда все рушится, чему есть конкретная метафора - под напором Кати ломается стол, - она все равно не выпускает ситуацию из-под контроля.

Тут же находится покойный муж Саша (Александр Пашкевич), слегка обрюзгший, не старый еще мужчина с добрым лицом, в домашних тапках, белой майке и брюках военного образца. Он кадровый военный, и эта деталь принципиальна, но сначала никак не проявляется. Он вяло оправдывается в ответ на упреки Кати, жалуется, что жена при жизни не давала ему выпивать, прятала сладкое и вообще была стервой.

Драматург предлагает богатую на трактовки ситуацию, выходящую за рамки семейных разборок: тут и ассоциация с тенью отца Гамлета, и остроумный намек на растиражированный массовой культурой образ «ходячего мертвеца», и даже перекличка с историей Орфея и Эвридики, если представить себе дело так, как будто Саша спускается в земной ад к своей возлюбленной Кате. Но режиссер выбирает бытовое решение: замучила проклятая баба мужика, и вот он явился с того света спросить: «За что?». Эту густую мелодраму, припорошенную мукой, засыпанную конфетами, обставленную поминальными стопками с водкой, подгоняет бравурная песня Юрия Антонова «Белый теплоход», «наша песня», как говорят герои. Мелодия, символизирующая их счастливые дни, которые все-таки, оказывается, были.

И вот сильная Катя, казалось бы, устраивает все так, чтобы тень мужа успокоилась: справляет достойный памятник на могилу, вспоминает о муже исключительно хорошее. Но на смену суровым годам приходят еще более суровые, в воздухе явно пахнет войной. Катя и здесь делает все как надо: запасает провизии и горючего, покупает твердотопливный котел на случай перебоев с электричеством и отоплением. И тут покойник является снова. Теперь уже при полном параде офицера украинской армии, в фуражке с лихо задранной тульей, потому что настало его время - объявлена «шестая мобилизация», мобилизация мертвецов. И воинство уже собралось: все, кто спился, умер от болезней, уже в строю. И только всего и нужно «согласие живых родственников женского пола», а потом сразу в бой.

Отгородившись от покойника кругом из мешков с картошкой (здесь, конечно же, читается явная параллель с гоголевским «Вием», тем более что у Ворожбит есть пьеса по его мотивам), женщины пытаются дать отпор: мол, дорого будет тебя снаряжать, а потом еще раз хоронить...

И в этот момент рефрен «Саша, вынеси мусор», который в течение всей пьесы повторяет дочь Оксана (Любовь Пукита), наконец обретает истинный смысл. «Выброси этот мусор из головы», - вот о чем умоляет Оксана, беременная тем временем уже вторым мальчиком, еще одним солдатом, вот о чем просит и жена Катя. И покойник прислушивается. Все-таки хорошая у него была жена, мудрая, добрая, не унижала, а поддерживала, не мучила, а любила.

Пока пили от тоски и безысходности, ссорились, разбирались, кто кому портит жизнь, ждали, что все само собой повернется к лучшему, произошло непоправимое, началась война. Таков современный герой в интерпретации Натальи Ворожбит: он поздно понял, не оценил, не сделал, не успел нажать стоп-кран. И, следовательно, теперь он покойник.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5808) от 13.10.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.