Что рисовали в осаде и после войны
В большом зале петербургского Союза художников открылась выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В ней объединены детские рисунки военной поры, пейзажи, созданные в осажденном городе, работы современных художников, всего около 300 произведений 150 авторов.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Во время блокады Ленинградское отделение Союза художников не прерывало свою деятельность ни на один день. При входе на выставку демонстрируется подлинный документ «Хроника событий СХ с января 1943 года». Одна из первых записей датируется 11 января. Точнее говоря, записей две. Первая: «Политуправлением Ленфронта присланы для позирования красноармейцы (выдающиеся люди Ленфронта) в форме РККА...» Вторая: «Забракованы горкомом все новогодние открытки. Объяснение: небрежность исполнения». Таковы были трудовые будни блокадных художников.
Среди многочисленных послевоенных картин нетрудно найти два пейзажа художника Георгия Татарникова, созданных в 1944 году на картоне - «Снятие блокады» - салют с кораблей, стоящих в Неве, и «Утро на набережной Крузенштерна». Судя по всему, автор изобразил набережную Лейтенанта Шмидта в том месте, где находится памятник знаменитому флотоводцу. Во время войны он был упрятан в деревянный короб.
Интересны работы художников, переживших блокаду в юном возрасте. Литографии Елены Мартилла «Учительница», «На дежурстве» созданы художницей в 1960 - 1980-е годы. Картина «Из окон АХ. 1942-й» со сфинксом в деревянном коробе и заклеенными крестом стеклами принадлежит Дмитрию Бучкину, «Памятный день» Всеволода Петрова-Маслакова изображает ветерана, в одиночестве отмечающего День Победы.
Мемориальная инсталляция Владимира Васильева «Белая комната» посвящена художникам Ивану Билибину, Павлу Шиллинговскому и Дмитрию Киплику, преподавателям Академии художеств, оставшимся в блокадном Ленинграде и погибшим от истощения в начале 1942 года. Они похоронены в братской могиле профессоров академии на Смоленском кладбище.
Трогательны детские рисунки и самодельные открытки из частного собрания. На одной из них читаем: «Дорогая Агриппина Сергеевна! Поздравьляю вас с Новым годом. Галя. Ср.гр.». Грамотность подвела Галю из средней группы на простом и часто употребляемом слове «поздравляю». Но как точно передает этот блокадный документ искреннее желание ребенка поддержать учителя в тяжелые дни.
А что современные молодые авторы? Увы, большинство их работ кажутся выполненными по военным фотографиям или произведениям старших коллег. Запоминается скромная картина «Ладога» Анны Чепец, с колонной грузовиков, идущих по льду озера. Точно найдена художницей техника (картон, масло), отсылающая к тому же Татарникову.
Странными выглядят солдаты с ангельскими крыльями на шинелях. И уж совсем неуместным представляется использование в работах на блокадную тему сусального золота, цветной глазури на фаянсе и других аналогичных техник и материалов.
Выставка продлится по 26 января и станет местом встреч с блокадниками и их потомками. На вернисаже «Санкт-Петербургские ведомости» познакомились с художником-графиком, которая работает под псевдонимом Капитолина. Ее мать Мария Кошкина была первой женщиной-снайпером на Ленинградском фронте и прошла почти всю войну. По словам Капитолины, мама часто приглашала в гости своих друзей-ополченцев. Они радовались миру и не любили вспоминать о блокаде. Но первая стопка всегда была за тех, кто не вернулся с войны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6360) от 17.01.2019 под заголовком «Что рисовали в осаде и после войны».
Комментарии