Что почитать

Саша Филипенко «Замыслы» («Знамя», 2014, # 12), Андрей Житинкин «Житинский» («Дружба народов», 2014, # 11), Анны Ерошиной «Уроки итальянского» («Урал», 2014, # 11), Юрий Арабов «Ангел Чаусов» («Октябрь», 2014, # 10).

Что почитать | Фото сайта atn.ua.ru

Фото сайта atn.ua.ru

Герой романа Саши Филипенко «Замыслы» («Знамя», 2014, # 12) работает сценаристом в юмористической программе. Изо дня в день он придумывает шутки, которые за ним повторяют четверо ведущих – любимцы публики. Однажды сценарист приходит на работу и узнает, что он уволен. Герой не может понять, в чем дело. Выясняется, что в Интернете появился некий текст, который условно можно назвать романом, где от первого лица описана жизнь сценариста. Неизвестный автор романа не только раскрывает творческую кухню популярного шоу, но и в исповедальной форме пишет о многочисленных проблемах. Коллеги уверены, что роман написал именно сценарист – кроме него, никто не может знать тех подробностей, которыми изобилуют выложенные в сеть записи. Герой начинает читать роман и сам не верит глазам. Действительно, такое мог написать только он и никто другой. Он безуспешно пытается выяснить, что же все-таки произошло, параллельно с этим погружаясь в болезненные воспоминания о своем нелегком прошлом.

Маленький роман из длиннот Андрея Житинкина «Житинский» («Дружба народов», 2014, # 11) подкупает искренностью. Известный театральный режиссер написал во многом автобиографичное произведение. Не случайно фамилия автора и фамилия персонажа фонетически почти совпадают. Наверняка Житинкин хотел подчеркнуть, что в обеих фамилиях ключевым слогом является «жить» – слово важное для понимания авторского замысла. Герой романа, как и автор, театральный режиссер. В его жизни случаются события, по своей драматичности не уступающие сюжетам классических пьес. Жизнь и смерть идут рука об руку. А режиссер мучительно ищет новые идеи. Режиссер думает о своем искусстве, примеряя на себя маски своих кумиров. Из этих подчас нелегких дум и сплетено повествование Андрея Житинкина, пронзительное и откровенное.

Небольшой по объему рассказ Анны Ерошиной «Уроки итальянского» («Урал», 2014, # 11) носит подзаголовок «Зарисовки богемного студенчества». Cудя по тому образу жизни, о котором весьма скупо здесь сказано, герои действительно не привыкли к серым будням. Они учатся в Уфимской академии искусств, и среди них есть и живописцы, и скульпторы, и будущие оперные певцы, для которых посещение занятий по итальянскому является обязательным. Некоторые студентки помимо прочего подрабатывают натурщицами, что выглядит вполне естественным для ценителей итальянской культуры. В рассказе вскользь упоминается о том, что картины с изображением обнаженных студенток богатые бизнесмены развешивают в своих загородных домах, которые содержат втайне от семей, ибо здесь располагается нечто вроде гаремов. А в центре сюжета рассказа любовный треугольник, участники которого – подающий надежды скульптор, влюбленная в него студентка и страстная итальянка, преподающая в академии.

Рассказ Юрия Арабова «Ангел Чаусов» («Октябрь», 2014, # 10) переносит нас в то время, когда служащим самого разного калибра время от времени приходилось собираться в бригады и на добровольных началах выполнять работу, не имеющую прямого отношения к их специальности. Короче говоря, однажды во дворе киностудии имени М. Горького потребовалось вырыть канаву. Молодой человек по имени Юрий запасся бутербродами с докторской колбасой, надел под куртку шерстяной свитер и пришел в каптерку, чтобы, вооружившись лопатой, отправиться на мороз. Бригада подобралась веселая. Работы никто не боялся; кроме того, люди там были сплошь интеллектуально подкованные. Разговор зашел о религии и метафизике, что вроде бы никак не вязалось с рытьем канавы. Однако тема была обозначена, и неопытному Юрию пришлось приложить все усилия, чтобы ее поддержать. Впрочем, к окончательной истине так никто и не пришел. Стоит ли говорить о том, что канава так и осталась недоделанной.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5370) от 26.12.2014.


Комментарии