Что наша life?
1 октября на Большой сцене ТЮЗа им. Брянцева пройдет показ постановки модного латвийского режиссера Галины Полищук Facebook. Life с актером Андрисом Булисом в главной роли. Андрис с детства был фанатом баскетбола, в юности успел поработать моделью в Бангкоке, после окончания Рижской академии культуры всерьез увлекся театром и быстро стал востребованным актером и ведущим. Засветившись в Голливуде, он отмахивался, когда на него пытались навесить ярлык латышского секс-символа, выпустил две книжки стихов, а после шумного успеха первой версии спектакля Facebook. Post scriptum на театральном фестивале «Радужный мост» в Крыму стал на родине объектом политической травли. Незадолго до премьеры с Андрисом БУЛИСОМ встретилась журналистка Татьяна ПОЗНЯК.

Андрис Булис в спектакле Facebook. Life.
ФОТО Lauris VIIKSNE предоставлено пресс-службой театра
– Спектакль Facebook. Post scriptum поначалу задумывался как международный проект (Латвия, Эстония, Германия). Почему этот тройственный союз не состоялся?
– У проекта не было общего продюсера, и мы сильно опередили своих партнеров: быстро осуществили постановку и представили ее латвийскому зрителю. Идея была воплощена, и мы остались единоличными участниками проекта, а потом стали играть его на разных языках.
– А как возникла сама идея такого спектакля? Его режиссер Галина Полищук говорила, что вы как исполнитель главной роли не сразу пришли с ней к согласию... Насколько проблема «одиночества в Сети» близка лично вам?
– Когда мы начали репетировать этот материал, я был воинствующим противником социальных сетей и о самом «Фейсбуке» имел самые общие представления. Но по ходу работы над спектаклем возникла вынужденная профессиональная необходимость открыть свою страничку в Сети, просто чтобы легче было общаться со зрителями и коллегами. К тому же я в это время получил приглашение сняться в российском фильме «Дед 005», где работал вместе с Сергеем Шакуровым и другими звездами, и много времени проводил в дороге... Так что в конце концов примирился с мыслью, что социальные сети сильно облегчают коммуникацию.
– И в ходе этой внутренней эволюции перестали считать «Фейсбук» абсолютным злом?
– Скажем так, я остался его противником процентов на 50. В большей степени я все-таки склонен сохранять приверженность живому общению. Вредны или полезны социальные сети – это вопрос меры. Все, что выходит за ее пределы, становится опасным. Об этом нам напоминают страшные истории про тех, кто теряет собственную личность, целиком погрузившись в призрачный мир виртуальных «френдов», «лайков» и «перепостов». Существование в этой параллельной действительности даже для зрелой личности может оказаться небезопасным: ведь кроме милых картинок здесь порой выкладывают такие ужасные видео, которые способны травмировать даже здоровую психику. А что уж говорить о детях?
– Раньше вы с Галиной Полищук в ее «Театральной обсерватории» и на других площадках делали постановки скорее для 30 – 40-летних, помолодел ли зал на новом спектакле?
– Само название Facebook по определению должно было стать и действительно стало магнитом для молодежи, которая в массе своей привержена к активному существованию в социальных сетях. Но со временем в театр потянулся зритель постарше: стало понятно, что речь в спектакле идет не только об «одиночестве в Сети», но и о более глубоких проблемах: о любви и взаимопонимании в семье, о том, на что действительно стоит тратить дни своей единственной жизни, о духовных приоритетах...
Спектакль наш так построен, что только первая его часть вроде бы обращена скорее к продвинутым пользователям Интернета, среди которых преобладают люди активного возраста. Но во второй части мы говорим со зрителем о главных ценностях реальной, а не виртуальной жизни, а это тема универсальная, интересная любой аудитории.
– Спектакль одинаково принимают в разных странах или есть различия в реакции публики с разной ментальностью?
– Я не заметил особых различий: к нашей общей радости, постановку везде принимают очень тепло. То, о чем в ней идет речь, важно для человека любой национальности. А вообще я уже однажды говорил, что в Латвии и в России все-таки разная публика. Из латышей надо тащить эмоцию, у русских, наоборот, ее надо часто сдерживать. Русские зрители, если им нравится, могут аплодировать во время спектакля. Они же могут и уйти в антракте, если не нравится. Латыши не уйдут, но и аплодировать во время игры тоже не станут. Рижские зрители очень сдержанные. Могу сказать, что зрители разные даже в разные дни недели.
– Знаю, что реакция публики на фестивале «Радужный мост» в Крыму была особенно жаркой, зато Латвия встретила вас ледяным холодом.
– Многие называли нашу поездку в Крым предательством. Пресса, и особенно социальные сети разразились потоками критики – часто в неприемлемой форме. Я сам ощутил себя жертвой «Фейсбука», где пользователь сам делает выбор – обругать ему кого-то или поддержать. Стена гонителей казалась монолитной. Но, к счастью, в нашу защиту выступили известные люди, в частности маэстро Раймонд Паулс.
Я и правда не понимаю, почему надо осуждать артиста за то, что он хочет обратиться к самой широкой аудитории с мыслями о том, что нас всех объединяет, – о любви, о главном в человеке. И неважно, куда мы едем с гастролями – в Великобританию, Японию или в Крым, искусство не имеет границ. Я это еще раз почувствовал во время недавней поездки на Дальний Восток, где представлял короткометражку с моим участием и выступал с монологами из спектаклей.
А сейчас живу предвкушением новой встречи с петербургской публикой. И не вижу в этом ничего криминального или оскорбительного для Латвии. Если спектакль примут хорошо, буду рад возможности и впредь выходить на сцену питерского ТЮЗа.
– Я знаю, что вы успешно снялись в голливудском фильме «OKI – посреди океана» со звездой «Мемуаров гейши» Каори Момои, а Сергей Шакуров вас назвал «надеждой нашего кино» – с условием, что вы отточите свой русский. Роман с кинематографом продолжается?
– В Латвии готовится новый кинопроект с моим участием, а на одном из российских каналов скоро выйдет многосерийное продолжение фильма «Дед 005». Хочется верить, что период санкций скоро закончится и можно будет чаще сниматься в России. Я ведь теперь артист без театра, но свободное плавание мне по душе.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5555) от 30.09.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии