Что лепил парижанин

Музей городской скульптуры открыл выставку «Воздвигнул медною главою Кумир на бронзовом коне...». По этой строке из пушкинского «Медного всадника» ясно, что экспозиция посвящена знаменитому памятнику на Сенатской площади. Выставка также приурочена к 300-летию со дня рождения создателя монумента - французского скульптора, инженера и литейщика Этьена Фальконе.

Что лепил парижанин | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На двух этажах Нового выставочного зала представлена драматичная, длившаяся двенадцать лет, история воплощения грандиозного замысла Фальконе. В скульптуре, графике, архивных фотографиях, документах из фондов музея запечатлены важнейшие этапы работы над монументом и малоизвестные публике факты его современной жизни.

- Сам памятник и судьбу его создателя можно охарактеризовать одним словом - преодоление, - говорит заместитель директора музея по науке Надежда Ефремова. - Фальконе в России был недооценен. Не в смысле финансов, императрица с ним щедро расплатилась. Ему пришлось преодолеть нападки, скептицизм, предложения начать работу заново. Он не дождался триумфа - торжественного открытия своего творения...

Выставка начинается со второго этажа. Главный экспонат - уменьшенное скульптурное изображение «Медного всадника» - расположен в центре зала на полу. Так легче рассмотреть детали.

Мало кто знает, что в складках плаща всадника спрятана подпись «Лепил и отливал Фальконе парижанин 1778». Это не просто автограф, а напоминание о том, что автор собственноручно выполнил отливку своего детища. Ему пришлось изучить литейное дело после двух лет безуспешных поисков в Европе профессионалов, готовых взяться за такую сложную работу.

Фальконе был не только художником-ваятелем. Он был талантливым инженером, остроумным конструктором, мастером, обладавшим познаниями в разных областях науки и техники, умевшим эти знания применить. Все вместе это обеспечило на века прочность конной статуи Петра I.

В том же зале представлен скульптурный портрет основателя нашего города, созданный ученицей и помощницей Фальконе Мари Колло. Он послужил основой для модели, по которой отливалась голова всадника для памятника на Сенатской площади.

Легендарная история поисков и доставки в Петербург огромного гранитного монолита весом 100 000 пудов - «Гром-камня» запечатлена в офортах. Зрелище, поражающее воображение. Не случайно Екатерина не отказала себе в удовольствии его наблюдать. Каменная громада на платформе движется по рельсам-желобам. Ускорение ей придают огромные колеса, приводимые в движение усилиями множества людей.

Исторический момент торжественного открытия монумента на Сенатской площади также увековечен в гравюре.

О многом говорит хронология пребывания Фальконе в Петербурге с 1765 года, когда князь Голицын по рекомендации Дидро пригласил скульптора в Россию, по 1778-й, когда автор «Медного всадника» получил уведомление незамедлительно покинуть город на Неве.

Эти годы вместили в себя радость творческих удач и горечь разочарований, расположение, поддержку императрицы и ее охлаждение. Екатерина утратила интерес к работе Фальконе, когда истек восьмилетний контракт, а на площади все еще стоял пустой постамент.

На то были причины. В августе 1775 года при первой отливке статуи из формы вытек расплавленный металл, в мастерской случился пожар, верхняя часть памятника вышла небезупречной. Скульптор срезал голову всадника и лошади, спустя два года отлил заново. Он доложил Екатерине, что конная статуя готова. Но ответа не получил...

Устанавливали скульптуру на постамент уже после отъезда Фальконе из России.

Вторая часть выставки - рассказ о реставрации монумента в 1976 году. К тому времени у специалистов возникли серьезные опасения по поводу сохранности «Медного всадника». На задних, опорных, ногах лошади появились значительные трещины. Их можно видеть на увеличенных до размеров больших постеров фотографиях. Исследования ультразвуком развеяли главные опасения. Внутренние опорные конструкции скульптуры не деформированы. Но было необходимо убедиться в том, насколько прочен каркас статуи. Был вскрыт люк в крупе коня. Ученых и скульпторов восхитили точность расчетов центра тяжести статуи и смелость инженерного решения опорного каркаса (дуга, опорные стойки только в задних ногах коня). Хвост лошади для опоры не задействован. Его соединение с изгибом змеи Фальконе использовал в качестве распределителя ветровых нагрузок, он учел силу и направление ветров.

Зарисовки внутреннего каркаса памятника, впервые представленные на выставке, выполнены Михаилом Аникушиным, принимавшим участие в обследовании памятника.

Нашлось обоснование и появлению трещин на ногах лошади. По мнению специалистов, причиной стал пережог металла при повторной отливке верха статуи. Фальконе пришлось разогреть нижнюю часть до высокой температуры. Трещины реставраторы заделали вставками из бронзы.

В ходе работ определили состав сплава, из которого отлита скульптура. Выяснилось, что Пушкин был абсолютно прав, назвав всадника медным. Он отлит из бронзы, в которой больше 90% меди.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5839) от 28.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?