Что лепил парижанин

Музей городской скульптуры открыл выставку «Воздвигнул медною главою Кумир на бронзовом коне...». По этой строке из пушкинского «Медного всадника» ясно, что экспозиция посвящена знаменитому памятнику на Сенатской площади. Выставка также приурочена к 300-летию со дня рождения создателя монумента - французского скульптора, инженера и литейщика Этьена Фальконе.

Что лепил парижанин | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На двух этажах Нового выставочного зала представлена драматичная, длившаяся двенадцать лет, история воплощения грандиозного замысла Фальконе. В скульптуре, графике, архивных фотографиях, документах из фондов музея запечатлены важнейшие этапы работы над монументом и малоизвестные публике факты его современной жизни.

- Сам памятник и судьбу его создателя можно охарактеризовать одним словом - преодоление, - говорит заместитель директора музея по науке Надежда Ефремова. - Фальконе в России был недооценен. Не в смысле финансов, императрица с ним щедро расплатилась. Ему пришлось преодолеть нападки, скептицизм, предложения начать работу заново. Он не дождался триумфа - торжественного открытия своего творения...

Выставка начинается со второго этажа. Главный экспонат - уменьшенное скульптурное изображение «Медного всадника» - расположен в центре зала на полу. Так легче рассмотреть детали.

Мало кто знает, что в складках плаща всадника спрятана подпись «Лепил и отливал Фальконе парижанин 1778». Это не просто автограф, а напоминание о том, что автор собственноручно выполнил отливку своего детища. Ему пришлось изучить литейное дело после двух лет безуспешных поисков в Европе профессионалов, готовых взяться за такую сложную работу.

Фальконе был не только художником-ваятелем. Он был талантливым инженером, остроумным конструктором, мастером, обладавшим познаниями в разных областях науки и техники, умевшим эти знания применить. Все вместе это обеспечило на века прочность конной статуи Петра I.

В том же зале представлен скульптурный портрет основателя нашего города, созданный ученицей и помощницей Фальконе Мари Колло. Он послужил основой для модели, по которой отливалась голова всадника для памятника на Сенатской площади.

Легендарная история поисков и доставки в Петербург огромного гранитного монолита весом 100 000 пудов - «Гром-камня» запечатлена в офортах. Зрелище, поражающее воображение. Не случайно Екатерина не отказала себе в удовольствии его наблюдать. Каменная громада на платформе движется по рельсам-желобам. Ускорение ей придают огромные колеса, приводимые в движение усилиями множества людей.

Исторический момент торжественного открытия монумента на Сенатской площади также увековечен в гравюре.

О многом говорит хронология пребывания Фальконе в Петербурге с 1765 года, когда князь Голицын по рекомендации Дидро пригласил скульптора в Россию, по 1778-й, когда автор «Медного всадника» получил уведомление незамедлительно покинуть город на Неве.

Эти годы вместили в себя радость творческих удач и горечь разочарований, расположение, поддержку императрицы и ее охлаждение. Екатерина утратила интерес к работе Фальконе, когда истек восьмилетний контракт, а на площади все еще стоял пустой постамент.

На то были причины. В августе 1775 года при первой отливке статуи из формы вытек расплавленный металл, в мастерской случился пожар, верхняя часть памятника вышла небезупречной. Скульптор срезал голову всадника и лошади, спустя два года отлил заново. Он доложил Екатерине, что конная статуя готова. Но ответа не получил...

Устанавливали скульптуру на постамент уже после отъезда Фальконе из России.

Вторая часть выставки - рассказ о реставрации монумента в 1976 году. К тому времени у специалистов возникли серьезные опасения по поводу сохранности «Медного всадника». На задних, опорных, ногах лошади появились значительные трещины. Их можно видеть на увеличенных до размеров больших постеров фотографиях. Исследования ультразвуком развеяли главные опасения. Внутренние опорные конструкции скульптуры не деформированы. Но было необходимо убедиться в том, насколько прочен каркас статуи. Был вскрыт люк в крупе коня. Ученых и скульпторов восхитили точность расчетов центра тяжести статуи и смелость инженерного решения опорного каркаса (дуга, опорные стойки только в задних ногах коня). Хвост лошади для опоры не задействован. Его соединение с изгибом змеи Фальконе использовал в качестве распределителя ветровых нагрузок, он учел силу и направление ветров.

Зарисовки внутреннего каркаса памятника, впервые представленные на выставке, выполнены Михаилом Аникушиным, принимавшим участие в обследовании памятника.

Нашлось обоснование и появлению трещин на ногах лошади. По мнению специалистов, причиной стал пережог металла при повторной отливке верха статуи. Фальконе пришлось разогреть нижнюю часть до высокой температуры. Трещины реставраторы заделали вставками из бронзы.

В ходе работ определили состав сплава, из которого отлита скульптура. Выяснилось, что Пушкин был абсолютно прав, назвав всадника медным. Он отлит из бронзы, в которой больше 90% меди.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5839) от 28.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.