Что изменило Андрея Мерзликина?

В конце ноября в прокат одновременно вышли два фильма с участием Андрея Мерзликина – «Училка» и «Зеленая карета». Если в «Училке» актеру досталась небольшая, но яркая роль спецназовца, прибывшего освобождать захваченный «террористом» класс, то в «Зеленой карете» он играет главную роль, за которую на калининградском кинофестивале «В кругу семьи» уже получил приз. С Андреем МЕРЗЛИКИНЫМ побеседовала журналист Елена БОБРОВА

Что изменило Андрея Мерзликина? | ФОТО Владимира МАТИЦЫНА/ТАСС

ФОТО Владимира МАТИЦЫНА/ТАСС

– Продюсер картины «Зеленая карета» Ренат Давлетьяров в интервью признался, что он долго не мог вас зазвать в этот проект. Почему?

– Я отказывался – мне не хотелось ассоциировать себя с главным героем, очень успешным режиссером, который ради работы жертвует отношениями с семьей и в результате теряет сына. Но все же Ренат меня убедил, и сегодня я очень рад, что этот фильм случился в моей жизни, роль Вадима Раевского стала для меня особо значимой. Более того, и роль, и сам фильм меня здорово изменили. Наверное, так же в свое время он изменил и Артема Виткина, написавшего 10 лет назад сценарий по следам реально случившейся трагедии, свидетелем которой он был. И хочется, чтобы и зрители, пережив вместе с героем его трагедию, поняли, как опасно рвется нить взаимопонимания между родителями и детьми.


– У вас уже был фильм «Дом на обочине» – об ответственности за свои поступки. Герой того фильма, как и Вадим Раевский, – успешный человек, чувствующий себя защищенным, пока однажды его мир не рушится. Почему же именно «Зеленая карета» столь важна для вас?

– Мне повезло, что на съемочной площадке часто доводится не просто проживать чужие жизни, а говорить о вещах, которые волнуют меня лично. Действительно, «Дом на обочине» о том, что за любое отступление приходится расплачиваться сторицей. О том, что в стремлении соответствовать имиджу мы зачастую теряем себя и лишь печальное событие дает возможность переосмыслить свою жизнь. Много общего между двумя фильмами. Но «Зеленая карета» для меня в еще большей степени предупреждение. И как отцу, и как актеру.


– То есть то, что Раевский – именно режиссер, а не бизнесмен, для вас принципиально?

– Во-первых, я понимаю, что такое успешный режиссер. Мне сложно играть успешного бизнесмена или политика, этот мир от меня далек. Во-вторых, здесь очень важна тема ответственности художника. Герой «Зеленой кареты» ради самореализации изменил не только своей семье, но и своим принципам. Получается, что Раевский, снимая кино, являясь представителем «департамента пропаганды», декларирует принципы, которым сам больше не верен. Именно поэтому я решил забыть о тезисе Станиславского «актер – адвокат своей роли» и стал «прокурором» Раевскому. Жизнь оправдает, Господь оправдает, зритель подумает. Но для этого зритель должен увидеть падение героя, а значит, не надо напускать тумана, пытаясь оправдать его мотивации.


– Важный постулат «Зеленой кареты» – ищите причину своих бед не в ком-то, а в самом себе.

– Конечно! Ведь, что греха таить, мы декларируем важные понятия, требуем от своих детей быть знающими, духовными, а при этом сами не являемся образцом для подражания. Что мы сами знаем о культуре, традициях, истории своей страны? Ничего. Бесполезно быть громким, строгим, хмурить брови и требовать: «Сынок, ты должен выучить это». «Что это?» – спрашивает сынок, глядя на своего отца, который «завис» в соцсетях или уткнулся в телефон. После этого наивно надеяться на то, что в глазах своего ребенка отец выглядит взрослым, ответственным человеком, к мнению которого надо прислушиваться. И замечу, что сегодня родителям надо прилагать как можно больше усилий, чтобы не утратить доверие детей. Ведь за наших сыновей, дочерей борются средства массовой информации, Интернет.


– Насчет СМИ и Интернета. Сегодня невозможно уберечь детей от раннего осознания трагичности мира. Мы с вами имели куда более беззаботное детство. Надо ли стараться оградить ребенка от информации о взрывах, падающих самолетах?

– Не думаю. Да и не получится – все равно узнают. Вопрос – как научить ребенка пользоваться информацией. Как отделять полезное и важное от сиюминутного и поверхностного. Как научить его уважать себя. Как сделать так, чтобы на замену тезиса «я хочу», пришло правило – «я еще и должен».


– На презентации «Зеленой кареты» вы признались, что, когда ваши дочери подрастут, вы обязательно покажете им фильм Алексея Балабанова «Груз 200». Почему?

– Прежде я сяду, поговорю с ними, а потом действительно покажу фильм. Потому что одних моих слов будет мало – дети ведь в каком-то возрасте не слышат родителей, они больше доверяют влиянию со стороны, а кино и вовсе воспринимают буквально. Я благодарен Алексею Балабанову и Сергею Сельянову (продюсер фильма. – Прим. ред.) за «Груз 200». Да, страшное кино, я был в шоке, когда его посмотрел, но тем не менее дети должны однажды его посмотреть и понять, что таит мир. Что поход на дискотеку – это не только танцы. А выпивка и наркотики не только для того, чтобы было веселее. Надо понимать, к чему может привести безответственное отношение к собственной жизни.


– Андрей, следующий год – Год российского кино. Одно время много говорилось о том, чтобы ввести в школьный курс уроки кино. Как вы к этому относитесь?

– Я – за. Зритель должен учиться смотреть фильмы, отличать хорошее кино от плохого. Учиться считывать смыслы, метафоры, разбираться в аллегориях и мифологиях, которые часто предлагает нам мировой и отечественный кинематограф. На таких уроках детям легче будет понять, для чего им быть эрудированными, образованными людьми. Но кино еще и воспитание чувств, и разговор об этике.

И потом, дети, которые выросли на одних и тех же фильмах, как и песнях, книгах и героях, баснях, стихах, колыбельных, в будущем будут понимать друг друга с полуслова. Коммуникация их будет мгновенная. Общие традиции, общая культура и общая история – залог и основа будущего. Это должны осознать взрослые, и уж потом как кальку переймут на себя их дети.


– Представляя «Зеленую карету», вы посетовали, что и этот фильм, и «Училка» оказались в тисках между «Сойкой-пересмешницей» и очередным фильмом из «бондианы».

– Да, но, к счастью, есть кинотеатры, которые пытаются донести до зрителя российское кино. Идя на это, прокатные компании, безусловно, теряют часть доходов, которые они могли бы получить, сосредоточившись лишь на западном кинематографе. В Год кино мне кажется целесообразным поддерживать именно проекты, связанные с развитием отечественного кинопроката, подумать о возможности компенсировать потери тем, кто помогает отечественным фильмам дойти до российского зрителя. Это создаст атмосферу доверия и надежды на возможность честного диалога между создателем и прокатчиком. И уж только потом можно будет говорить про русское кино, имеет оно будущее или нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5598) от 03.12.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.