Алексей Гуськов: «Жить надо в радость»

Сразу две премьеры спектаклей по пьесе французского автора Дидье Карона «Фальшивая нота» прошли в нашем городе. Герои пьесы - два немолодых человека, знаменитый дирижер и его неожиданный посетитель. Они впервые встретились в концлагере сорок лет назад. Тогда один из них, пусть поневоле, но оказался палачом, а другой - жертвой. Новая встреча изменила жизнь каждого. В Театре им. Ленсовета спектакль поставил Владимир Петров, а главные роли сыграли Артур Ваха и Семен Стругачев. А в гастрольном спектакле Театра им. Вахтангова, поставленном Римасом Туминасом, - Геннадий Хазанов и Алексей Гуськов. После вахтанговского спектакля журналист Елена Боброва встретилась с Алексеем Гуськовым, сыгравшим роль дирижера, которого настигло возмездие и раскаяние.

Алексей Гуськов: «Жить надо в радость» | Алексей Гуськов в сцене из спектакля «Фальшивая нота». ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Алексей Гуськов в сцене из спектакля «Фальшивая нота». ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

- Алексей Геннадьевич, так уж случилось, что на две петербургские премьеры приехал автор пьесы Дидье Карон. Вы с ним беседовали?


- Конечно, мы с Геннадием Викторовичем Хазановым беседовали с ним два с лишним часа. Мне кажется, ему было интересно посмотреть на разные трактовки пьесы еще и потому, что он собирается снимать по ней фильм. И нас порадовало, что Дидье Карон увидел в постановке Римаса Туминаса еще одного полноправного персонажа - Музыку. Ведь у нас звучит не только «Маленькая ночная серенада» Моцарта, как и написано им в пьесе. Автор музыки к спектаклю Фаустас Латенас сочетает Вагнера, который до сих пор ассоциируется у нас с нацистской Германией, с симфонией Хааса, написанной этим композитором еврейской национальности в концлагере. И спектакль поднимается над сюжетом, переходит на некий метафизический, философский уровень, давая зрителю возможность додумать, дофантазировать.

Когда мы в Москве сыграли премьеру, я спрашивал мнение людей, вкусу которых я действительно доверяю. И они отвечали, что именно этот спектакль - одно из самых удивительных действ, которые видели за последнее время. Всего за час сорок зрители успевают обмануться в завязке пьесы, потом порасследовать детектив и в конце концов пережить высокую человеческую драму.

- Вы сказали о музыке Хааса. В том же концлагере Терезине, который нацисты демонстрировали представителям Красного Креста как «образцовый», была написана Гансом Красой и поставлена детская опера «Брундибар». Фашисты сняли пропагандистский фильм, где запечатлели детей, которые пели в этой опере... Эти кадры так страшно смотреть.


- Я - русский человек, и трагедия Второй мировой войны отразилась и на моей собственной семье. Один из моих дедов дошел до Праги, а второй пропал без вести. Тему холокоста я воспринимаю очень болезненно, потому что любое нечеловеческое, жестокое, антигуманное действие вызывает во мне внутренний протест. Во Франции, как и во многих других западных странах, тема холокоста еще и тесно связана с проблемой коллаборационизма. Во Франции факты сотрудничества с немцами очень долго замалчивались, и лишь в последние годы эта тема начала активно обсуждаться.

- Меня удивило, что Пьер де Кубертен, «отец» современных Олимпийских игр, поддерживал нацизм.


- Таких примеров много. Великий дирижер Герберт фон Караян был членом НСДАП, известный норвежский писатель Кнут Гамсун был приверженцем нацистов и даже написал некролог Гитлеру... В 30 - 40-е годы прошлого века вся Европа делилась на поклонников Гитлера и на его противников. Но говоря о фон Караяне, мы прежде всего вспоминаем о том, что это был величайший дирижер Берлинского филармонического оркестра, пропагандист классической музыки, а не о том, что он был членом НСДАП. Восхищение нацистами - факт биографии Гамсуна, который нельзя ни отрицать, ни забывать, но его талант также неопровержим.

Но Римас Туминас ставил спектакль не об этом. А о том, что значит забрать чужую жизнь и как жить с этим грехом дальше. Можно ли убежать от своего прошлого, забыть его и жить, наслаждаясь славой и успехом? Это исследование личной ответственности каждого из нас за поступки, которые мы совершаем, вольно или невольно. Мой герой, дирижер, не может добиться гармонии со своим оркестром. И только покаявшись и освободившись от греха, он достигает совершенства. И вот эта тема меня волнует и тревожит, перекликается с моими собственными размышлениями. Поэтому я играю этот спектакль с огромным удовольствием.

- В пьесе затрагивается очень сложная тема - «дети Третьего рейха». Любящий папа приносит сыну игрушку, а потом оказывается, что эта игрушка ребенка, которого отправили в печь...


- Ребенок не задумывается об этом: просто живет и любит своего отца. Когда пройдет время и он начнет что-то понимать, он либо каким-то образом освобождается от этого груза, либо тщательно его скрывает. Но тогда это остается в нем навсегда. Как у моего персонажа: у него начинает трястись рука каждый раз, когда он встает перед оркестром.

- Правнук и правнучка рейхсмаршала Геринга стерилизовались, «чтобы не плодить других Герингов», по их выражению.


- Я встречался с одним из таких людей, немцем, шестым ребенком в семье пастора, поддерживавшего Гитлера. Для него решение лишить себя потомства обернулось огромной трагедией. Мне довелось видеть, как он рыдал, когда от него ушла очередная дама, желавшая иметь нормальную семью. На мой взгляд, это очень суровое наказание для тех, кто сам ничего не совершил.

- Дети не отвечают за отцов?


- Нет, не отвечают. Но о прошлом нельзя забывать, его обязательно надо помнить. В этом заключается расплата за содеянное родителями. Мой персонаж не может забыть свое прошлое, хотя его преследует не стыд за содеянное им самим или его отцом, а страх. Но это долгий и серьезный разговор. И хотя однозначного ответа никогда не получим, все равно эти вопросы нужно задавать. Если ты размышляешь об этом, то по крайней мере сам не скатишься в пропасть. Помните, как у Пастернака (Николая Заболоцкого – прим. ред.): «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»...

- Некоторые люди говорят, что хотели бы найти потомков тех, кто написал доносы на их предков. И отомстить. Вам близка эта позиция?


— Нет. Может быть, раньше, лет 15 - 20 назад, я ответил бы иначе. Но не думаю, что надо мстить. Римас Туминас призывает отказаться от борьбы, от конфликтов, мир без них станет чище. Я разделяю эту позицию.

- В борьбе не рождается истина.


- Не рождается. Дальше, конечно, встает вопрос, а в чем она рождается? В толстовстве? Неужели подставлять вторую щеку? Думаю, что это тоже не выход.

- В чем же он тогда?


- Может, это покажется казуистикой, но истина заключается в том, чтобы не сдаваться. Это предполагает существование определенных этических норм, принципов, морали, которым ты не изменяешь. Дальше может случиться, что ты изолируешься, «обрезаешь связи», как это делаю я. Периодически я отказываюсь допускать до себя какие-то вещи, участвовать в них, видеть их, слышать, знать. Это может быть что-то связанное с работой, театром, кино, с моей повседневной жизнью, в общении с людьми и так далее. Я создал свой ближний круг, я ухожу в него и мне в нем хорошо.

- Как те мудрые обезьянки, которые «ничего не слышу, ничего не вижу, никому ничего не скажу»?


- Вы можете трактовать как хотите. Но я не понимаю, почему должен тратить свою жизнь на то, что меня не радует или не интересует. И я больше не хочу этого делать. Это касается и моих зрительских предпочтений. Например, я больше не буду досиживать полтора, а то и два часа в темном кинозале, а потом выходить с ощущением потерянного времени и непонятным настроением потому, что авторы зашифровали в фильме какую-то заумь или просто обманули мои ожидания. Жизнь так быстро несется, и этих двух часов так жалко!

Искусство необходимо для того, чтобы помогать нам жить. А жить надо в радость. Я пытался сказать об этом в своем последнем фильме. («Вечная жизнь Александра Христофорова». - Прим. ред.). О поиске сиюминутной радости в сегодняшнем дне, о потребности человека любить и быть любимым. Я говорю очевидные вещи, но если не напоминать о них, то они забываются... Несколько лет назад провели опрос, респондентов разных стран мира попросили ответить на два вопроса: «Что бы вы стали делать, если бы вам осталось жить две недели, три недели, месяц?» и «Что бы вы делали, если бы жили вечно?». Самое удивительное — 94% ответов совпало. Выяснилось: мы просто не знаем, что делать с нашей жизнью...

#актер #интервью #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (6393) от 05.03.2019 под заголовком «Что делать с жизнью?».


Комментарии