Что за «Ботва» выросла в зимнем саду? Искусство проникает в публичные пространства Петербурга
Вдохновленные успехом летнего проекта показа искусства в саду Бенуа на углу Тихорецкого и Светлановского проспектов, его организаторы отважились на зимнюю выставку. Она получила неожиданное название «Зимняя рассада. Выбор селекционера».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Но сначала приятно порадовала своим сообщением Анастасия Пронина, куратор выставочных программ сада Бенуа: в октябре, когда разбирали летнюю выставку, было обнаружено одно-единственное, и то неумышленное, повреждение. При попытке сделать селфи на одном металлическом объекте (это показало видеонаблюдение) подростки явно не рассчитали его прочность. В то же время интерес к выставке (число посетителей невозможно пересчитать в саду, не имеющем ограды) и положительные отзывы в соцсетях заставили продолжать проект.
Куратором зимней выставки была приглашена Александра Оминина, преподаватель Академии им. Штиглица. Как она рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», была выбрана площадка под тентом. Зима все-таки. Но она освещена, объекты доступны для обзора в любое время. На эту территорию помещается немного, в итоге было отобрано 18 объектов. Для куратора было важно, что половина работ создана специально для этой выставки молодыми выпускниками Академии Штиглица, Академии художеств и других профильных вузов. Остальные произведения принадлежат петербургским художникам и скульпторам, чьи имена известны тем, кто посещает выставки.

Сначала про старшее поколение. Своей динамичной скульптуре из металла «Толкающий стену» Антонина Фатхуллина предпослала слова Альберта Эйнштейна: «Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного». Артур Джаруллаев уверен, что «Монстры» должны выглядеть, как бочки с нефтью, стоящие на высоких ногах. Художник задает зрителю вопрос: углеводородное сырье на сегодня кровь экономики, но не слишком ли высока цена ее добычи?
Юные дарования не уступили старшим товарищам. В изящной инсталляции «Лунная рассада» Анастасия Колесник вырастила несколько разных мутантов из тонкой медной проволоки. Автор предлагает подумать о постоянном желании человека осваивать и адаптировать под себя новые пространства. Но и ответная реакция космоса будет непредсказуема.
Александра Кокачева использует классический материал искусства ХХ века - светящуюся неоновую трубку. Она выгнута так, что образует слово «Ботва». Сейчас оно имеет сильный отрицательный оттенок. Между тем без ботвы невозможен фотосинтез, а значит, и рост всех «корешков».
Жесткую медиаскульптуру «Розочки» создала Анна Мартыненко. В одной из горячих точек она перерисовала с отштукатуренных стен 15 следов от пуль. Потом в Петербурге отлила из металла их копии - они действительно похожи на цветочки. Каждую «розочку» последовательно подсвечивает лампочка, и одновременно в динамике автор зачитывает площадь цветочка с точностью до одной тысячной кв. миллиметра. Плюс-минус тысячная может стать ценой человеческой жизни.
Умиротворяет только Анна Слобожанина в инсталляции «Капля за каплей». Это поиск аналогий между душевным спокойствием, отдыхом человека и сбором воды. Капли из белого фарфора, полученного обжигом при температуре 1300 градусов, висят над белым пляжным топчаном из дешевого пластика. «Жизнь человека - сплошная суета, остановитесь, посмотрите на эти капли и попробуйте обрести гармонию. Капля за каплей», - призывает художница.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6575) от 26.11.2019 под заголовком «Что за «Ботва» выросла в зимнем саду?».
Комментарии