Что отдал — то твоё. Театр «Зазеркалье» отметил двойной юбилей

Театр «Зазеркалье» отметил «остроумно-капустным» вечером 155‑летие двух своих бессменных руководителей: 75‑летие режиссера Александра Петрова и 80‑летие дирижера Павла Бубельникова. А заодно и 35‑летие этого детского музыкального театра, обязанного своим рождением уникальному творческому союзу этих людей. Главный режиссер «Зазеркалья» Александр ПЕТРОВ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, из чего складывается рецепт профессионального счастья.

Что отдал — то твоё. Театр «Зазеркалье» отметил двойной юбилей | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Как же прекрасно, когда в цифры личного юбилея входят годы счастливой службы в теат­ре, основанном вами!

— На пригласительном билете у нас было напечатано «155 лет со дня рождения ПетроБубельникова» — эдакого существа на четырех ногах, но единого как Тянитолкай или единорог. Чтобы дирижеру с режиссером не подраться на первой оркестровой репетиции — это надо уметь, потому что дерутся практически все. Мы не деремся, потому что свое уже отбили, когда начинали в МАЛЕГОТе еще в прошлом веке, где пристроились друг к другу, нашли вешки, давшие нам возможность делать что‑то вместе.

В юбилейном концерте мы говорили не столько о себе, сколько о театре — о том, что для нас является драгоценностью и гордостью. Это и тема возникновения в «Зазеркалье» детских и взрослых спектаклей, малой и большой оперы. Большой в смысле статуса театра, отваживающегося ставить мюзиклы и оперы на языках оригинала — все это темы, связанные с ростом «Зазеркалья». Ну и, конечно, говорили о студентах, численность которых в нашем театре за короткое время увеличилась в геометрической прогрессии. И, когда они все вышли на сцену в юбилейном концерте, их оказалось так прекрасно много! И все они запели любимый «Итальянский концерт» Баха, который проходили на 1-м и 2-м курсах, согласно педагогической программе.

Вопрос смены поколений в «Зазеркалье» стоит остро. Только взяли студента в оборот, только крылья его окрепли, как время обучения в вузе заканчивается и нужно решать вопрос с дальнейшим трудо­устройством.

— Каждые пять лет происходит воспитание представителей нашего жанра, умеющих петь, играть, разговаривать и при этом еще и заявлять о себе как о порядочных людях. Были даже какие‑­то обещания, которые я давал самому себе, надеясь с преподаванием заканчивать, потому что трудно в конце 4-го или 5-го курса изыскать возможность работы всем тем студентам, которые за четыре года успели понравиться. Но только подумаешь, что больше никаких курсов, и вдруг в конце года возникает весенний гон: мне звонят ребята с вопросом: «Будете ли набирать?». Я отвечаю: «Буду», потому что это и есть неотъемлемая часть существования этого театра. Как говорится, что отдал — то твое. Будем считать это отдушиной, внутренним миром, созданным здесь, в этом здании, в этом понятии.

Но когда люди уходят в другие места и там продолжают существовать в профессии, их узнают, говоря: «А, школа «Зазеркалья». Это очень приятный момент, потому что в среде музыкальных артистов редко встречаются люди, которые умеют все — и петь, и двигаться, и говорить, нести фразу.

Сегодня, как, наверное, и всегда, упрекают молодежь во всех грехах, прежде всего в утрате интереса к чтению, в потере исторической памяти. Присоединитесь к хору жалобщиков?

— Я не жалуюсь, потому что занимаюсь студентами с первого до последнего дня. На протяжении четырех лет четыре раза в неделю проходит «Актерское мастерство», где рождается и формируется нравственная среда, принципиально для всех нас важная. По­этому все, кто со мной четыре года, — а другую молодежь я практически не вижу — устраивают меня на 100 %.

По количеству поставленных современных опер вы рекорд­смены. И вырастили умного слушателя с тонкой настройкой. Но с некоторых пор афиша стремительно пополняется и классическим оперным репертуаром — «Отелло» Верди, «Пиковая дама» Чайковского, на горизонте уже маячит «Тоска» Пуччини. Трудно не понять ваше желание как режиссера и большого знатока оперы обзавестись своими постановочными версиями взрослых названий с сюжетами «16+».

— Плох тот солдат, у которого нет маршальского жезла, тот режиссер, который не хотел бы поставить «Отелло», «Дон Жуана» и что‑то еще из этого ряда. У нас появились молодые певцы, готовые взять на себя вериги, то есть одежды Германа, Отелло, Дездемоны, Лизы. У «Зазеркалья» есть своя эстетика, определяющая взгляд на каждый материал, который мы берем, и на «мейнстримную классику», и на новые оперы, которые для нас пишут современные композиторы. И здесь наша цифра рекордная, их далеко за тридцать. Даже в юбилейном концерте у нас в сценарии была страничка о том, что «сейчас сыграется парафраз в 14 рук», когда реальных семь композиторов, сменяя друг друга, садились к ­роялю, играя фрагменты своих произведений, написанных для нас. Каждый сезон у нас появляются новые названия. Последнее — «Чехов. В Рождественскую ночь», оперы по Чехову композитора Игоря Рогалева, нашего автора. Этот спектакль уже занял достойное место в нашем репертуаре.

Насколько радикальным может быть композиторское предложение по музыке?

— Оно может быть очень радикальным. Мы ведь общаемся с композиторами по театральным законам, которые хорошо известны нам, но не всегда — композитору, отвечающему за музыкальную эмоцию. Благодаря нашему участию музыка перестает быть абстрактной. Композиторы нас слушают и слышат, мы сочиняем сов­местно. Так что история не такая, что мы заказали — нам доставили.

Владимир Спиваков рассказывал, как Мстислав Ростропович работал с Арамом Хачатуряном. Он был, как известно, большой дипломат и говорил композитору так: «Арам Ильич, вот здесь твоя музыка — просто золото-золото-золото, а вот здесь — сереб­ро, запятая — надо позолотить». И Арам расплывался в улыбке, спокойно относясь к тому, что там, где «серебро», надо действительно что‑то поменять.

Как придумывается новый репертуар? Методом коллективного мозгового штурма?

— Каждый раз по‑разному. В этом сезоне свою роль сыграют четыре разных мотива. Первый — это «Тоска» Пуччини, второй — великолепное произведение советской литературы «Мишкина каша» по Носову, судьба каждого советского мальчика. Далее — совершенно невероятный вечер кабаре, основанный на музыке Курта Вайля и драматургии Хулио Кортасара. И четвертый мотив — «Военные песни» и «Перезвоны» Валерия Гаврилина, которые появятся в мае. Пишется опера «Женитьба» по Гоголю, потому что мне вдруг подумалось, что этот текст написан будто специально для нашей труппы, я вдруг увидел в наших артистах Кочкарева, Подколесина, Агафью Тихоновну. Так что мы очень разновекторно направлены.

Ваш идеальный спектакль — какой? Вы каждый свой спектакль считаете новой вершиной?

— Я никогда так не рассматриваю спектакли. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Для меня многие дороги, почти все. Есть те, которые я ненавижу и стремлюсь от них отбиться, мне это удается, и они уходят из репертуара. Всякий новый ребенок может быть лучше предыдущего.

Читайте также:

Театр в свете софитов. Названы лауреаты высшей театральной премии города

В Измайловском саду пройдёт ­фестиваль «Мастерская» со 2 по 18 ноября


#Зазеркалье #юбилей #интервью #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2115 (7791) от 13.11.2024 под заголовком «Что отдал — то твое».


Комментарии