Чистая нота

13 июня умер Олег Каравайчук. Ему было 88 лет.

Чистая нота | ФОТО с официального сайта композитора

ФОТО с официального сайта композитора

Первыми о смерти знаменитого музыканта-виртуоза, композитора, сочинившего музыку к великому множеству фильмов, сообщили представители его фонда в социальной сети. «Друзья, сегодня утром не стало Олега Николаевича Каравайчука. О церемонии прощания сообщим позднее», – говорится в сообщении.

«Улетел». «Неземной был человек». «Гений», – комментируют эту печальную новость пользователи социальных сетей на страничке его фонда.

Все верно. Он мог гениально играть на рояле даже с надетой на голову наволочкой, чтобы не отвлекала публика, или лежа. А иногда отказывался сесть за рояль и просто бродил по сцене под фонограмму своих концертов. Сам Олег Николаевич не раз повторял, что не чувствует себя гением ни капли. Еще говорил, что он лишь проводник, через которого кто-то свыше передает на землю музыку.

В последние годы Олег Николаевич жил затворником в Комарове, изредка появляясь на публике и давая концерты. Каждый концерт становился событием, ни один не был похож на другой.

Он казался человеком не от мира сего, витающим в облаках, но не был ангелом и славился своим трудным характером. Мог, например, послать журналиста, просящего об интервью, в ад, пояснив, что скоро умрет и не желает тратить оставшееся время на разговоры. А иногда мог вдруг разговориться и дать обширнейшие интервью сразу нескольким изданиям и телеканалам.

Его биография читается как сборник мифов и легенд, но самое удивительное, что многое происходило в реальности.

Олег Николаевич Каравайчук родился 28 декабря 1927 года в Киеве. Отец его был скрипачом. Когда будущему композитору было два года, его отца арестовали. Легенда гласит, что первое произведение Каравайчук написал именно тогда – в возрасте двух лет.

Ребенком снялся в фильме Григория Александрова «Волга-Волга». В семь лет якобы играл перед Сталиным, советский вождь был растроган и подарил ему белый рояль. Окончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории, затем – Консерваторию по классу фортепиано. Одним из своих учителей всегда называл Святослава Рихтера.

Публично выступил впервые в ленинградском концертном зале у Финляндского в 1960 году. Выступление завершилось скандалом, потом, вплоть до начала перестройки, композитор не появлялся перед публикой.

Выглядел Олег Каравайчук странно, круглый год ходил в берете, из-под которого выбивались длинные волосы, в растянутых свитерах, бесформенных куртках. Часто его принимали за старуху или городского сумасшедшего. Говорят, что Иннокентий Смоктуновский «списал» своего князя Мышкина, которого сыграл в «Идиоте», именно с Каравайчука.

Он написал музыку к более чем 150 фильмам. Так что, можно сказать, что даже те, кто никогда не бывал на его концертах и не покупал диски, выросли на его произведениях. Известна музыка Каравайчука, написанная к спектаклям Александринского театра и МДТ «Изотов» и «Бесы».

Олег Каравайчук часто говорил, что чувствует себя и древним стариком, и подростком, лежащим в колыбели и в гробу: «Вот что такое музыка – это колыбель и гроб»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (5721) от 14.06.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?