Четыре персональные выставки городских художников открылись в Петербурге

Четыре персональные выставки петербургских художников открыл Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (МИСП). Две ожидаемые — Завена Аршакуни и Евгения Орлова к круглым датам авторов и две необычные — Дмитрия Шнеерсона и Александра Гордина.

Четыре персональные выставки городских художников открылись в Петербурге | Завен Аршакуни. «Невеста» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Завен Аршакуни. «Невеста» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

На днях исполнилось 90 лет со дня рождения Завена Аршакуни, живописца и сценографа. Художник покинул этот мир десять лет назад, на вернисаже друзья говорили о нем как о живом классике. Вспоминали его яркие эскизы к балету «Гаяне» в ленинградском Малом театре оперы и балета (ныне — Михайловском), оформление звездных спектаклей ТЮЗа — «Радуга зимой», «Наш цирк», «Наш Чуковский».

Однажды Аршакуни пригласили показать выставку живописи в здании Дома актера на Невском проспекте, 86. Ему, одному из немногих, удалось «победить» богатые ампирные интерьеры исторического здания. В 2012 году на выставку художника в ЦВЗ «Манеж» пришла скромная старушка, которая сообщила, что была воспитательницей в детском доме, где жил юный Завен. Рядом с ним часто селили трудных подростков. Он перевоспитывал их своим примером смелого самостоятельного парня, уже тогда выбравшего путь художника.

Аршакуни потерял родителей, погибших во время блокады Ленинграда. С детским домом его вывезли в эвакуацию, а затем дядя, брат отца, забрал в Армению. Но в 1946 году четырнадцатилетний Завен вернулся в Ленинград, поступил в СХШ при Академии художеств, а потом окончил саму академию. В 1972 году Аршакуни становится одним из основателей группы «Одиннадцать», которая живописными средствами боролась с догмами соцреализма. В 1991‑м в тогда еще Ленинграде выйдет книга «Баллада о маленьком буксире» Иосифа Бродского с иллюстрациями Аршакуни. Поэт высоко ценил работу художника.

Все эти и многие другие факты биографии мастера могли стать основой большой ретроспективной выставки. МИСП поступил иначе. В проект под названием «Всматриваясь в лица» вошли около тридцати картин из музеев, частных собраний коллекционеров и наследников художника. Зато они выявили главные смыслы работ Аршакуни. Как точно заметила одна из петербургских искусствоведов, «он изображал быт, а получалось бытие».

Можно разделить выставку на три части — «Портреты», «Будни и праздники», «Библейские сюжеты». Трогательны «Умиление» и «Бегство в Египет», точен без прикрас «Автопортрет с бородой». «Мои друзья и черная собака» — наивная попытка четвероногого наладить отношения в семье людей. В «Дождливом дне» изображен яркий натюрморт из цветов и фруктов на фоне окна с видом на моросящий дождь. Наверное, композицию составила женщина, нарисованная справа. Для нее нет плохой погоды…

В центре выставки большая картина «Невеста». Половину площади холста занимает изображение девушки в рост, держащей в руках охапки цветов. К ней подъезжает на телеге миниатюрный мужичок и протягивает свой букетик. Товарищ явно с претензией, запряг красного коня. Но невеста не обращает на него никакого внимания…

Выставка «Геометрия пространства» посвящена 70‑летию со дня рождения художника Евгения Орлова. Многие знают, что он является одним из основателей арт-центра «Пушкинская, 10». Тот факт, что в 1987 году Орлов организовал первую в СССР выставку, посвященную крещению Руси, теперь подзабыт. Между тем эти два обстоятельства сыграли важную роль в творчестве художника. За прошедшие с тех пор годы он пытался соединить религиозные сюжеты с достижениями русского авангарда, прежде всего супрематическими опытами Казимира Малевича, а также с исканиями русских космистов, в частности Николая Рериха. Среди лучших картин, представленных на выставке, — «Троица», изображающая старца, отрока и православный храм, «Трубящий воин» и «Пасхальный натюрморт с рыбой».

Дмитрий Шнеерсон, в прошлом переводчик старой испанской поэзии, а ныне фотограф и основатель частного Музея истории фотографии, назвал свою первую персональную выставку декоративной керамики «Не без неба». Тем самым намекнув, что его обращение к трудоемкому материалу продиктовано волей свыше. В 2011 – 2015 годах Шнеерсон принял участие в этнографических экспедициях в Эфиопию, Перу, Мьянму и другие страны. И так сблизился с землей, что стал лепить из глины и обжигать полученные изделия.

Во дворе МИСП разместилась выставка «Не ангелы» Александра Гордина, художника, скульп­тора, витражных дел мастера. Это избранное из его персоналии, показанной осенью 2021 года 

в ЦПКиО им. С. М. Кирова. Наша газета рассказывала о том проекте, где были гармонично соединены замысел и ручная работа с металлом и стеклом. Теперь «Изгнание из рая», «Рождение медной Венеры», «Лестница в небо» и еще несколько работ покинули залы и переехали под открытое небо в центре Петербурга. Здесь им также уютно.

#выставка #картина #искусство #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7176) от 26.05.2022 под заголовком «Красный конь для невесты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?