Четыре персональные выставки городских художников открылись в Петербурге
Четыре персональные выставки петербургских художников открыл Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (МИСП). Две ожидаемые — Завена Аршакуни и Евгения Орлова к круглым датам авторов и две необычные — Дмитрия Шнеерсона и Александра Гордина.
Завен Аршакуни. «Невеста» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
На днях исполнилось 90 лет со дня рождения Завена Аршакуни, живописца и сценографа. Художник покинул этот мир десять лет назад, на вернисаже друзья говорили о нем как о живом классике. Вспоминали его яркие эскизы к балету «Гаяне» в ленинградском Малом театре оперы и балета (ныне — Михайловском), оформление звездных спектаклей ТЮЗа — «Радуга зимой», «Наш цирк», «Наш Чуковский».
Однажды Аршакуни пригласили показать выставку живописи в здании Дома актера на Невском проспекте, 86. Ему, одному из немногих, удалось «победить» богатые ампирные интерьеры исторического здания. В 2012 году на выставку художника в ЦВЗ «Манеж» пришла скромная старушка, которая сообщила, что была воспитательницей в детском доме, где жил юный Завен. Рядом с ним часто селили трудных подростков. Он перевоспитывал их своим примером смелого самостоятельного парня, уже тогда выбравшего путь художника.
Аршакуни потерял родителей, погибших во время блокады Ленинграда. С детским домом его вывезли в эвакуацию, а затем дядя, брат отца, забрал в Армению. Но в 1946 году четырнадцатилетний Завен вернулся в Ленинград, поступил в СХШ при Академии художеств, а потом окончил саму академию. В 1972 году Аршакуни становится одним из основателей группы «Одиннадцать», которая живописными средствами боролась с догмами соцреализма. В 1991‑м в тогда еще Ленинграде выйдет книга «Баллада о маленьком буксире» Иосифа Бродского с иллюстрациями Аршакуни. Поэт высоко ценил работу художника.
Все эти и многие другие факты биографии мастера могли стать основой большой ретроспективной выставки. МИСП поступил иначе. В проект под названием «Всматриваясь в лица» вошли около тридцати картин из музеев, частных собраний коллекционеров и наследников художника. Зато они выявили главные смыслы работ Аршакуни. Как точно заметила одна из петербургских искусствоведов, «он изображал быт, а получалось бытие».
Можно разделить выставку на три части — «Портреты», «Будни и праздники», «Библейские сюжеты». Трогательны «Умиление» и «Бегство в Египет», точен без прикрас «Автопортрет с бородой». «Мои друзья и черная собака» — наивная попытка четвероногого наладить отношения в семье людей. В «Дождливом дне» изображен яркий натюрморт из цветов и фруктов на фоне окна с видом на моросящий дождь. Наверное, композицию составила женщина, нарисованная справа. Для нее нет плохой погоды…
В центре выставки большая картина «Невеста». Половину площади холста занимает изображение девушки в рост, держащей в руках охапки цветов. К ней подъезжает на телеге миниатюрный мужичок и протягивает свой букетик. Товарищ явно с претензией, запряг красного коня. Но невеста не обращает на него никакого внимания…
Выставка «Геометрия пространства» посвящена 70‑летию со дня рождения художника Евгения Орлова. Многие знают, что он является одним из основателей арт-центра «Пушкинская, 10». Тот факт, что в 1987 году Орлов организовал первую в СССР выставку, посвященную крещению Руси, теперь подзабыт. Между тем эти два обстоятельства сыграли важную роль в творчестве художника. За прошедшие с тех пор годы он пытался соединить религиозные сюжеты с достижениями русского авангарда, прежде всего супрематическими опытами Казимира Малевича, а также с исканиями русских космистов, в частности Николая Рериха. Среди лучших картин, представленных на выставке, — «Троица», изображающая старца, отрока и православный храм, «Трубящий воин» и «Пасхальный натюрморт с рыбой».
Дмитрий Шнеерсон, в прошлом переводчик старой испанской поэзии, а ныне фотограф и основатель частного Музея истории фотографии, назвал свою первую персональную выставку декоративной керамики «Не без неба». Тем самым намекнув, что его обращение к трудоемкому материалу продиктовано волей свыше. В 2011 – 2015 годах Шнеерсон принял участие в этнографических экспедициях в Эфиопию, Перу, Мьянму и другие страны. И так сблизился с землей, что стал лепить из глины и обжигать полученные изделия.
Во дворе МИСП разместилась выставка «Не ангелы» Александра Гордина, художника, скульптора, витражных дел мастера. Это избранное из его персоналии, показанной осенью 2021 года
в ЦПКиО им. С. М. Кирова. Наша газета рассказывала о том проекте, где были гармонично соединены замысел и ручная работа с металлом и стеклом. Теперь «Изгнание из рая», «Рождение медной Венеры», «Лестница в небо» и еще несколько работ покинули залы и переехали под открытое небо в центре Петербурга. Здесь им также уютно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7176) от 26.05.2022 под заголовком «Красный конь для невесты».
Комментарии