Честь и страсть. Мариинский театр продолжает традиции «дома Верди»

В июле репертуар пополнила «Эрнани» (12+), которая стала пятнадцатой из поставленных здесь опер композитора. Режиссером спектакля выступил бас Орлин Анастасов. За пультом на премьере стоял Валерий Гергиев.

Честь и страсть. Мариинский театр продолжает традиции «дома Верди» | ФОТО © Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2025 г.

ФОТО © Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2025 г.

«Эрнани», написанная Верди по одноименной драме В. Гюго, увидела свет рампы в театре Ла Фениче в Венеции в 1844 году. Пятую оперу композитора ждал оглушительный успех, она быстро завоевала оперные сцены Италии и Европы и уже в 1846‑м была представлена на сцене Большого Каменного театра в Петербурге силами итальянской труппы. Опера была принята тепло, возобновлялась уже и с русскими артистами, но потом наступил долгий период, когда она не ставилась, хотя арии из нее звучали. Поэтому сейчас «Эрнани» для Петербурга настоящая редкость и новинка.

Постановщик нынешнего спек­такля, наследник великих болгарских оперных басов Орлин Анастасов неоднократно пел партию де Сильвы на различных международных сценах, поэтому знает ее досконально. По признанию режиссера, партитура Верди для него — это Святой Грааль, и главное — следовать указаниям композитора. А кроме того — эпохе, ведь действие «Эрнани» происходит в сложное для Испании время, когда горели костры ­инквизиции, высоки были представления о чес­ти, была распространена кровная месть. Оперу можно рассматривать также как своеобразную предысторию «Дон Карлоса», так как Филипп II — сын дона Карлоса (короля Кастилии, в будущем Карла V, императора Священной Римской империи), а главный герой — его внук. Поэтому постановка вполне исторична, что особенно проявляется в роскошных костюмах болгарского художника Дениса Иванова, ему же принадлежит и сценография, представляющая два вращающихся круга, с элементами готической архитектуры. Постановочная конструкция делает действие чрезвычайно динамичным: картины сменяют друг друга без перерыва, что не дает скучать публике, но дает дополнительный стресс певцам. Впрочем, режиссер отчасти облегчает им задачу: практически все арии и ансамбли поются на авансцене фронтально к залу.

Верди в своей опере довольно точно следует за драмой Гюго, известно, что он сам разметил сюжет и персонажей, либреттисту Франческо Марии Пьяве, с которым композитор работал впервые, а после — еще неоднократно, оставалось лишь выписать стихотворные ­реплики и арии. И драма, и опера представляют собой торжество романтизма: главный герой — благородный разбойник, мятежник Эрнани (а в действительности Хуан Арагонский), бросивший вызов королю Кастилии и мстящий за смерть своего отца. Подобный архетип еще неоднократно воскреснет в последующих произведениях композитора, и в «Разбойниках», и в «Корсаре», и, конечно, в «Трубадуре». Этому стремлению к свободе и любви противостоит косное, деспотическое начало, а шире — рок. Уже во вступлении звучит тема рока, сменяющаяся темой любви к Эльвире. Любовный треугольник становится здесь ­квадратом, так как за героиню борется не только Эрнани (тенор), но и дядя Эльвиры — дон Руй Гомес де Сильва (бас), на нее же претендует и король Карлос (баритон).

Партии, как это часто бывает в ранних операх Верди, запредельно сложны, сочетая требования к большому диапазону голоса (например, Ария Сильвы написана для баса, а Кабалетта требует высоких нот, как у баритона). Но Мариинский театр не только нашел солистов, но даже подготовил несколько составов исполнителей. Премьерный состав был наиболее звездным: партию Эльвиры спела Динара Алиева — солистка Большого театра, продемонстрировав и прекрасный вокал, и музыкальность, и филигранность исполнения. Она же поддерживала парт­неров и доставила настоящее наслаждение. Солист Московского музыкального театра им К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Нажмиддин Мавлянов дебютировал в партии Эрнани. По голосу, внешности, энергетике певец идеально подходит на роль романтического героя Верди, в его репертуаре множество партий из опер композитора, вплоть до Отел­ло. В роли дона Карлоса выступил монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар, успешно пополняющий свой вердиевский репертуар, обладающий богатым и красивым голосом. А в роли де Сильвы — Мирослав Молчанов.

Когда за пультом Мариинского оркестра стоит маэстро Гергиев, всегда ощущается особая энергетика, музыка не отпускает до самого конца. Ранний шедевр Верди полон запоминающимися мелодиями, яркими ариями, ансамблями и хорами, и это наряду с исполнением тоже предопределило огромный успех у публики. А история опер Верди в Мариинском будет продолжена, Валерий Гергиев обещал не останавливаться на 15, а довести их число до 20.

Читайте также:

В Театре музкомедии состоялся предпоказ мюзикла «Хорошенькое дельце, или Непыльная работёнка»

Театр на Садовой выпустил серию видеобесед «Криминальная драматургия»


#Мариинский театр #опера #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7948) от 15.07.2025 под заголовком «Честь и страсть».


Комментарии