Чертик из Ниеншанца
В музее «Нарвская застава», расположенном в усадебном доме княгини Дашковой «Кирьяново» (ныне пр. Стачек, 45), открылась выставка «Археологические открытия на Охтинском мысу». Речь идет о находках, сделанных во время подготовки строительства так и не появившегося там небоскреба.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Напомним, тогда археологам удалось сделать сенсационные открытия. На маленьком клочке земли, с двух сторон окруженном водой, был обнаружен уникальный археологический памятник – свидетельство того, что эти земли были освоены человеком с древнейших времен.
Охтинский мыс – своего рода слоеный пирог. Как археологи шаг за шагом погружались в древность, так и экспозиция рассказывает о находках в обратной хронологической последовательности. А предоставила экспонаты Санкт-Петербургская археологическая экспедиция, которой руководит Петр Сорокин.
– Основная масса находок – XVII век, эпоха шведского владычества, когда на мысу стояла крепость Ниеншанц, а на берегах Охты – город Ниен, – рассказывает научный сотрудник музея Наталья Деконская. – Ниен был типичным европейским городом, жители которого занимались торговлей и ремеслами.
Среди артефактов – ледоходный шип, черепица с ниенских крыш, а также глиняные печки-треножники, которые можно увидеть в живописи «малых голландцев» XVI – XVII веков.
– А вот этот чертик на курительной трубочке – наверное, «дедушка» Мефистофеля с Лахтинской улицы, – показывает Деконская. – Археологи говорят, что на трубках часто изображали нечистую силу...
Под слоем Ниеншанца обнаружили новгородское поселение Невское устье, еще глубже – деревянную крепость Ландскрону XIV века, построенную основателем Выборга Торгильсом Кнутссоном. А под Ландскроной оказалось ижорско-новгородское сторожевое укрепление XII – XIII веков.
И, наконец, еще ниже под трехметровым слоем песка археологи наткнулись на стоянку эпохи неолита. Откуда столько песка? Его принесла три тысячи лет назад вода, прорвавшаяся из Ладоги и проложившая дорогу реке Неве. Именно тогда песок, как подушкой, укрыл древности невских берегов. Теперь мы знаем, что 5 – 7 тысяч лет назад здесь жили люди, занимались рыбной ловлей. Были найдены следы очагов, берестяные грузила, поплавки, янтарные украшения...
– В Петербурге обязательно должен быть музей археологии, – уверена Наталья Деконская. – Для очень многих петербуржцев древности Охтинского мыса станут настоящим открытием.
– Конечно, нужно создавать музей на историческом месте – на Охтинском мысу, – считает археолог Петр Сорокин. – Пока же ВООПИиК направило новую экспертизу в Министерство культуры, и она уже год находится на рассмотрении.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5553) от 28.09.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии