Черное золото на доске. В Петербурге можно увидеть редкие деревянные гравюры

В Михайловском (он же Инженерный) замке открылась выставка «Ксилография из собрания Русского музея». Не верьте скромному названию - это большая, сложносочиненная экспозиция, требующая вдумчивого изучения.

Черное золото на доске. В Петербурге можно увидеть редкие деревянные гравюры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка, посвященная ксилографии (гравюре на дереве), - третья в ряду себе подобных. Первые две знакомили посетителей с литографией и гравюрой на металле; следующие должны раскрыть секреты других техник печатной графики. В целом это большой просветительный проект, влившись в который, завсегдатаи музея могут узнать много интересного о том, как создается гравюра. Именно для этого на выставке представлено не только две сотни листов (черно-белых, цветных, раскрашенных - исполненных мастерами XVII - XX веков), но и наброски к ним, инструменты, с помощью которых они были сделаны, пробные отпечатки.

Если посетитель не настроен на самообразование, он может просто получить удовольствие от избранных шедевров. Главное - правильно избрать.

Например, в первом зале музей показывает вместе с листами старинных гравюр резные доски - печатные формы, изготовленные в XVII столетии. Это большая редкость. Они сохранились потому, что иногда их (как и сами гравюры) использовали в качестве икон. Ведь поначалу ксилографии на Руси создавались только на религиозные сюжеты.

Особенно интересно изображение «Архангел Михаил» - доска, с которой он отпечатан, датируется первой половиной XVII века. С одной стороны на ней вырезана верхняя часть фигуры архангела, с другой - нижняя. Оттиск с этой формы тоже представлен, но он гораздо моложе - его сделала в 1941 году художница Анна Остроумова-Лебедева.

Можно порадоваться известному ярко раскрашенному лубку «Мыши кота погребают». Забавно, что этот сюжет, который иногда трактуют как сатирическое изображение похорон Петра Великого, известен не только в России, но и во многих других странах (от Европы до Индии) с очень давних пор. Хороши также «храбрые рыцари» Венциан и Ипполит, гарцующие на конях (в XVIII веке наряду с религиозными в гравюре стали воспроизводить и нравоучительные сюжеты).

Надо непременно уделить внимание серии «100 рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мертвые души», выполненной Евстафием Бернардским по рисункам Александра Агина. Это самые известные из иллюстраций к поэме Николая Васильевича. Однако когда Бернардский предложил Гоголю выкупить у него права на издание «Мертвых душ» (с тем чтобы напечатать книгу именно с этими картинками), писатель отказался.

«100 рисунков» выходили в свет еженедельно - выпусками, по четыре иллюстрации в каждом, начиная с 1846 года и до тех пор, пока авторов не настиг финансовый кризис. Из 25 запланированных выпусков они успели отпечатать 18 (в которые вошло 72 гравюры). Полностью серия была издана только в 1892 году. Замечательно, что на выставке представлены не только гравюры, но и оригинальные рисунки Агина, с которых они сделаны, - забавные, насмешливые, очень живые.

Вторая половина XIX столетия - время расцвета ксилографии. В этой технике тиражируются портреты членов императорского семейства, репродукции шедевров живописи, иллюстрации к журналам и календарям...

Затем случается удивительное — ксилография преображается из средства в цель. Она нужна не только для размножения тех или иных изображений, а становится отдельным видом искусства - осваивает свой собственный язык, свои выразительные средства.

И появляются прекрасные виды Петербурга - работы Анны Остроумовой-Лебедевой (которая, как никто, умеет использовать все достоинства черно-белой графики и в то же время открывает для себя и коллег-художников возможности графики цветной - в этом случае одна гравюра печатается с нескольких досок).

Одни из важнейших в истории русской графики и на выставке - творения Владимира Фаворского, автора лучших иллюстраций к «Слову о полку Игореве», «Маленьким трагедиям» Пушкина, сонетам Шекспира. Художник сумел не только использовать выразительные средства ксилографии, но и осмыслить их.

Мастера, работающего над гравюрой, Фаворский уподобляет ваятелю и, соответственно, мыслит не линиями, а объемами, наделяя плоскость листа глубиной, но не разрушая ее. Это кажется почти чудом.

В финале выставки работы современных художников. «Нефтехранилище» Петра Белого - в их числе. Возможно, кто-то из посетителей видел нефтехранилище наяву, но большинство просто поверит мастеру. В ритмичном рисунке, сотканном из черного и белого, сконструированном из кругов и коротких сильных линий, ощущается не только пульс жизни современной нефтяной индустрии, но и сама маслянистая, густая фактура «черного золота».

#выставка #Михайловский замок #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6379) от 13.02.2019 под заголовком «Черное золото на доске».


Комментарии