Черно-белое сияние
«Включите ту часть вашего мозга, которая отвечает за распознавание образов. Нейробиологи доказали, что она самая древняя и хорошо развита у всех людей». Такими словами напутствовал Паоло Морелло первых зрителей своей выставки фотографий «Сияние». Она открылась в музейно-выставочном центре РОСФОТО.

Снимок из серии «Петра». Древний город в пустыне на территории современной Иордании завораживает кинематографистов и фотографов.
ФОТО предоставлено пресс-службой РОСФОТО
Морелло совмещает в себе несколько профессий, он фотограф, историк фотографии, издатель, коллекционер. Получив первое образование в Архитектурном университете Венеции, продолжил его в Оксфорде. В годы занятий архитектурой нашел в архивах 300 рисунков Карло Скарпа, которые известный архитектор делал при подготовке проекта реставрации палаццо Абателис в Палермо.
20 лет назад Морелло полностью переключился на все, что связано с фотографией. Теперь сам обучает студентов по всей Италии, от Палермо до Милана. В 2010 году Морелло выпустил двухтомник «Фотография в Италии».
Выставка «Сияние» представляет работы последнего десятилетия. Почти каждый год Морелло на время откладывает дела, нагружается большими кофрами с линзами, объективами и другой фототехникой и отправляется в Иорданию или в невиданные им места Италии. Все снимки сделаны на пленку, Морелло принципиально не пользуется цветом, считая, что он создает ненужную «открыточность», отвлекает от рассматривания фотографии.
Призыв включить мозг – это во многом и провокация художника.
Серия из 10 снимков с изображением морских раковин называется «Ностальгия Афродиты». Автор намекает на античный миф о богине любви, которая явилась миру из раковины. Но можно просто рассматривать снимки, любуясь многообразием природы.
То же самое относится к серии «Путешествие на Сицилию». Можно вспомнить мифы о земле циклопов, о приключениях Одиссея, ослепившего жестокого Полифема во время возвращения на Итаку после Троянской войны. А можно просто рассматривать ювелирную игру света и тени на снимках сицилийских водопадов.
Рассматривая серию «Легенда великого дерева баньян», сделанную в Индии, можно размышлять о связи Неба и Земли. Баньян – один из индийских видов смоковницы – огромное дерево, которое выпускает из веток будущие корни новых стволов. Но без философий впечатляет объемность снимков, дающих физическое ощущение мощи старой смоковницы.
Особое место на выставке занимают две серии. Снимки из серии «Петра» показывают всемирно известные памятники, вырубленные в песчанике. Рассматривая их, понимаешь, как хрупки и беззащитны эти храмы и арки перед природными и политическими бурями нашего времени.
Серия «Постоянство леса» совсем не про буйную растительность в экзотической стране. Она про реставрационные леса, которые стоят подолгу и красиво стареют вместе со зданиями. Это трогательное, негромкое и непафосное признание Морелло в любви к родной Италии. Где много памятников и все время надо что-то ремонтировать.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии