Черно-белое сияние
«Включите ту часть вашего мозга, которая отвечает за распознавание образов. Нейробиологи доказали, что она самая древняя и хорошо развита у всех людей». Такими словами напутствовал Паоло Морелло первых зрителей своей выставки фотографий «Сияние». Она открылась в музейно-выставочном центре РОСФОТО.
Снимок из серии «Петра». Древний город в пустыне на территории современной Иордании завораживает кинематографистов и фотографов.
ФОТО предоставлено пресс-службой РОСФОТО
Морелло совмещает в себе несколько профессий, он фотограф, историк фотографии, издатель, коллекционер. Получив первое образование в Архитектурном университете Венеции, продолжил его в Оксфорде. В годы занятий архитектурой нашел в архивах 300 рисунков Карло Скарпа, которые известный архитектор делал при подготовке проекта реставрации палаццо Абателис в Палермо.
20 лет назад Морелло полностью переключился на все, что связано с фотографией. Теперь сам обучает студентов по всей Италии, от Палермо до Милана. В 2010 году Морелло выпустил двухтомник «Фотография в Италии».
Выставка «Сияние» представляет работы последнего десятилетия. Почти каждый год Морелло на время откладывает дела, нагружается большими кофрами с линзами, объективами и другой фототехникой и отправляется в Иорданию или в невиданные им места Италии. Все снимки сделаны на пленку, Морелло принципиально не пользуется цветом, считая, что он создает ненужную «открыточность», отвлекает от рассматривания фотографии.
Призыв включить мозг – это во многом и провокация художника.
Серия из 10 снимков с изображением морских раковин называется «Ностальгия Афродиты». Автор намекает на античный миф о богине любви, которая явилась миру из раковины. Но можно просто рассматривать снимки, любуясь многообразием природы.
То же самое относится к серии «Путешествие на Сицилию». Можно вспомнить мифы о земле циклопов, о приключениях Одиссея, ослепившего жестокого Полифема во время возвращения на Итаку после Троянской войны. А можно просто рассматривать ювелирную игру света и тени на снимках сицилийских водопадов.
Рассматривая серию «Легенда великого дерева баньян», сделанную в Индии, можно размышлять о связи Неба и Земли. Баньян – один из индийских видов смоковницы – огромное дерево, которое выпускает из веток будущие корни новых стволов. Но без философий впечатляет объемность снимков, дающих физическое ощущение мощи старой смоковницы.
Особое место на выставке занимают две серии. Снимки из серии «Петра» показывают всемирно известные памятники, вырубленные в песчанике. Рассматривая их, понимаешь, как хрупки и беззащитны эти храмы и арки перед природными и политическими бурями нашего времени.
Серия «Постоянство леса» совсем не про буйную растительность в экзотической стране. Она про реставрационные леса, которые стоят подолгу и красиво стареют вместе со зданиями. Это трогательное, негромкое и непафосное признание Морелло в любви к родной Италии. Где много памятников и все время надо что-то ремонтировать.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.
Комментарии