Черно-белая жизнь в Мраморном дворце

В Мраморном дворце Русский музей развернул очередную, пятую по счету, Фотобиеннале современной фотографии.

Черно-белая жизнь в Мраморном дворце | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По сравнению с той, что открывала проект десять лет назад, нынешняя не слишком велика. Не два этажа, а анфилада залов, в которой разместилось около четырех сотен снимков почти трехсот авторов из семидесяти одного населенного пункта страны. География - от Екатеринбурга до Калининграда.

В современной художественной жизни фотография - явление заметное и разнообразное. Русский музей процесс отслеживает, демонстрирует и позволяет публике делать сравнения. В том же Мраморном дворце зрители видели выставки из музейных крупных и провинциальных собраний, частных коллекций, представлявшие историю фотографии с 1860 - 1940-х годов.

Фотобиеннале задумана как регулярный показ того, что сегодня происходит в отечественном фотоискусстве. Опыт, возраст, профессиональные навыки авторов снимков значения не имеют. Они свободны в выборе тем, техник, жанров, стилистических направлений. Единственное ограничение - российское гражданство.

Для удобства зрителей материал выставки сгруппирован тематически: «Город», «Натюрморт», «Ню», «Пейзаж», «Повседневность», «Портрет».

Первое впечатление - все, что есть в информационном пространстве, присутствует в залах. На снимках дети, ветераны, обнаженная натура... Много традиционных фотографий, редко авторы рассказывают какую-то историю. Характерная черта - снимки по большей части черно-белые. С цветом работать сложно, когда появляется удачный образец, это радует глаз.

- Тематически выставка - отражение взгляда общества на процессы, в нем происходящие, - говорит заведующая сектором современной фотографии Русского музея Светлана Зинченко. - Мы не сосредотачивались на поиске новых имен. Авторы присылают изображения, если файл отобран, определяется имя. Кроме темы важно качество фотографии. Музей обращает внимание на технику исполнения, это единственное, чем можно выделиться. Превалирует цифровая фотография. Надо аккумулировать и сохранять интерес к аналоговым техникам.

На вернисаже не раз звучал вопрос: в чем отличие этой выставки от предыдущей? Общее ощущение - мало энергии. Журналисты упражнялись в поисках обозначения новых разделов для следующей биеннале: любовь, страсть, возможно, политика... Именитые фотографы вспоминали Александра Родченко, в том смысле что «все лучшее придумано до нас». Впрочем, у каждого среди участников выставки были фавориты.

Фотография, как кино, живопись или скульптура, - в ожидании прорыва. Организаторы биеннале зависят от материала, который им присылают. Не исключено, в архиве у фотографа где-нибудь во Владивостоке или Екатеринбурге лежат снимки, которые ждет музей.

#фотография #выставка #Мраморный дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (6377) от 11.02.2019 под заголовком «Черно-белая жизнь».


Комментарии