«Черная библия» яппи

В серии с говорящим названием «Современная классика» переиздан один из главных американских романов конца прошлого века, задавший вектор развития современной литературы на несколько десятилетий вперед: «Американский психопат» Брета Истона Эллиса.

«Черная библия» яппи | ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

Яппи – «молодые профессионалы», «золотая молодежь», сменившая в 1980-х на боевом посту поколение беспечных хиппи. Отпрыски финансовой элиты Америки, выпускники Гарварда, биржевые брокеры, специалисты по ценным бумагам, юристы, топ-менеджеры, приносящие своим компаниям миллионы и зарабатывающие сотни тысяч долларов в год. Они пользуются дорогой косметикой, посещают элитные тренажерные залы, парикмахерские и солярии, ходят в рестораны с высоким рейтингом, носят только брендовую одежду, слушают только популярную музыку.

Они нюхают кокаин и глотают крэк, встречаются с такими же ухоженными женщинами из хороших семей – а потом едут в модные ночные клубы, чтобы снять кого-нибудь на ночь и устроить небольшую оргию. Они расплачиваются платиновыми карточками, обсуждают сочетаемость пиджаков и жилетов, устриц и белого вина, шпарят цитатами из рекламных проспектов, туристических путеводителей и газетных передовиц.

У них идеальные волосы, ровные белые зубы, отличная фигура и великолепный загар – но нет ни лиц, ни профессий, ни характеров. Их имена не имеют значения: обознаться проще простого, в «Американском психопате» это происходит на каждой странице. А еще иногда у них едет крыша – и тогда они могут отрезать голову соседке, освежевать проститутку, забить насмерть коллегу или зарезать ребенка. Между делом, не отрываясь от рассуждений о Gucci и Armani, Rolex и Breguet. Если на дружеском ужине в престижном ресторане они между делом обмолвятся о своих подвигах, этого никто не заметит: мозг яппи безупречно превращает шокирующие откровения в белый шум, отфильтровывает то, что противоречит раз и навсегда установленному порядку...

Роман «Американский психопат» впервые вышел в США в 1991 году и произвел, как говорится, эффект разорвавшейся бомбы. Двадцатисемилетнему Брету Истону Эллису удалось то, на что иным его коллегам не хватает целой жизни: по сути, он вывел на сцену новый литературный тип, не менее выразительный, чем «лишний человек» или «тургеневская девушка». Классический «американский психопат» – холодное, пустое, абсолютно аморальное и безразлично-жестокое существо, человек, для которого внешняя форма полностью заменила внутреннее содержание.

Главный герой романа, яппи Патрик Бэйтмен, никем не пойманный маньяк-убийца, – идеальный продукт общества потребления, символ эпохи, средоточие тенденций, доведенных до крайности. По крайней мере именно таково традиционное прочтение этого образа, закрепившееся в массовом сознании не в последнюю очередь благодаря известной экранизации режиссера Мэри Харрон – фильм вышел на экраны в 2000 году.

Реальная картина, мне кажется, несколько сложнее. Роман Б. И. Эллиса принято считать беспощадным гротеском, смачным плевком в глаза консюмеризму, «издевательским приговором всем яппи», по словам критика Владимира Иткина. Однако сам этот бессмысленный и беспощадный фетишизм, зацикленность на процессе «качественного потребления», это поклонение брендам не так страшны, как то, что за ними кроется.

Обезличивающие, стирающие индивидуальность ритуалы яппи вытесняют в подсознание, загоняют в темный угол «естественного человека»: голую бесхвостую обезьяну, злобно скалящую клыки из темного угла клетки. Любой ритуал, религиозный или потребительский, сковывает ее по рукам и ногам, но когда монстр вырвется наружу, он отыграется за все годы вынужденного бездействия. Новая человеческая порода? Да нет, напротив, очень старая. Под дорогим, модно приталенным костюмом скрывается человек, мало отличающийся от кроманьонца в плохо выделанных шкурах с каменным топором наперевес.

И вот эта неизменность человеческой природы трагична по-настоящему – куда там «потерянному поколению» восьмидесятых – девяностых с его смешными неврозами, детскими психологическими травмами и неубедительными оправданиями: среда, мол, заела.

Брет Истон Эллис. Американский психопат: Роман. – СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2015.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5429) от 01.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...