Главная городская газета

«Черная библия» яппи

  • 01.04.2015
  • Василий Владимирский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Ысыах Олонхо: в Петербурге отмечают Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Оркестр «Северная симфония»: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью
«Черная библия» яппи | ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

В серии с говорящим названием «Современная классика» переиздан один из главных американских романов конца прошлого века, задавший вектор развития современной литературы на несколько десятилетий вперед: «Американский психопат» Брета Истона Эллиса.

Яппи – «молодые профессионалы», «золотая молодежь», сменившая в 1980-х на боевом посту поколение беспечных хиппи. Отпрыски финансовой элиты Америки, выпускники Гарварда, биржевые брокеры, специалисты по ценным бумагам, юристы, топ-менеджеры, приносящие своим компаниям миллионы и зарабатывающие сотни тысяч долларов в год. Они пользуются дорогой косметикой, посещают элитные тренажерные залы, парикмахерские и солярии, ходят в рестораны с высоким рейтингом, носят только брендовую одежду, слушают только популярную музыку.

Они нюхают кокаин и глотают крэк, встречаются с такими же ухоженными женщинами из хороших семей – а потом едут в модные ночные клубы, чтобы снять кого-нибудь на ночь и устроить небольшую оргию. Они расплачиваются платиновыми карточками, обсуждают сочетаемость пиджаков и жилетов, устриц и белого вина, шпарят цитатами из рекламных проспектов, туристических путеводителей и газетных передовиц.

У них идеальные волосы, ровные белые зубы, отличная фигура и великолепный загар – но нет ни лиц, ни профессий, ни характеров. Их имена не имеют значения: обознаться проще простого, в «Американском психопате» это происходит на каждой странице. А еще иногда у них едет крыша – и тогда они могут отрезать голову соседке, освежевать проститутку, забить насмерть коллегу или зарезать ребенка. Между делом, не отрываясь от рассуждений о Gucci и Armani, Rolex и Breguet. Если на дружеском ужине в престижном ресторане они между делом обмолвятся о своих подвигах, этого никто не заметит: мозг яппи безупречно превращает шокирующие откровения в белый шум, отфильтровывает то, что противоречит раз и навсегда установленному порядку...

Роман «Американский психопат» впервые вышел в США в 1991 году и произвел, как говорится, эффект разорвавшейся бомбы. Двадцатисемилетнему Брету Истону Эллису удалось то, на что иным его коллегам не хватает целой жизни: по сути, он вывел на сцену новый литературный тип, не менее выразительный, чем «лишний человек» или «тургеневская девушка». Классический «американский психопат» – холодное, пустое, абсолютно аморальное и безразлично-жестокое существо, человек, для которого внешняя форма полностью заменила внутреннее содержание.

Главный герой романа, яппи Патрик Бэйтмен, никем не пойманный маньяк-убийца, – идеальный продукт общества потребления, символ эпохи, средоточие тенденций, доведенных до крайности. По крайней мере именно таково традиционное прочтение этого образа, закрепившееся в массовом сознании не в последнюю очередь благодаря известной экранизации режиссера Мэри Харрон – фильм вышел на экраны в 2000 году.

Реальная картина, мне кажется, несколько сложнее. Роман Б. И. Эллиса принято считать беспощадным гротеском, смачным плевком в глаза консюмеризму, «издевательским приговором всем яппи», по словам критика Владимира Иткина. Однако сам этот бессмысленный и беспощадный фетишизм, зацикленность на процессе «качественного потребления», это поклонение брендам не так страшны, как то, что за ними кроется.

Обезличивающие, стирающие индивидуальность ритуалы яппи вытесняют в подсознание, загоняют в темный угол «естественного человека»: голую бесхвостую обезьяну, злобно скалящую клыки из темного угла клетки. Любой ритуал, религиозный или потребительский, сковывает ее по рукам и ногам, но когда монстр вырвется наружу, он отыграется за все годы вынужденного бездействия. Новая человеческая порода? Да нет, напротив, очень старая. Под дорогим, модно приталенным костюмом скрывается человек, мало отличающийся от кроманьонца в плохо выделанных шкурах с каменным топором наперевес.

И вот эта неизменность человеческой природы трагична по-настоящему – куда там «потерянному поколению» восьмидесятых – девяностых с его смешными неврозами, детскими психологическими травмами и неубедительными оправданиями: среда, мол, заела.

Брет Истон Эллис. Американский психопат: Роман. – СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2015.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook