В Строгановском дворце представили работы Соломона Юдовина
В Строгановском дворце открылась выставка «Соломон Юдовин. Блокадная графика. Из собраний Русского музея и Евгения Герасимова».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Соломон Юдовин пережил в городе самую первую и самую страшную из блокадных зим. Его рисунки, линогравюры, ксилографии - дневник художника, хроника тех дней. Он работал над ней в осажденном Ленинграде, затем в эвакуации и закончил серию уже после войны.
Большая часть собранных на выставке произведений (всего их около 150) демонстрируется впервые. Здесь можно увидеть не только окончательные композиции, вошедшие в известный альбом «Ленинград в дни Великой Отечественной войны», но и многочисленные эскизы, наброски, варианты. Каждый из сюжетов многократно повторяется, уточняется, осмысляется художником: «Танки на улицах города», «Дежурство на крышах», «После бомбежки», «Уборка снега во дворе», «За водой», «В стационар»...
Те, кто побывает на этой выставке, увидят наш гордый и прекрасный Петербург другими глазами. Вот Триумфальная арка Главного штаба - здесь стояли орудия, сквозь нее уходили на фронт бесконечные шеренги солдат. Невский проспект был пуст и заснежен. Дворцовая площадь всегда совершенна, но эта невозможная, почти неуместная в те дни красота словно бы таяла, растворялась в белом морозном воздухе.
В графике Юдовина нет цвета - только черный, который иногда истончается до голубизны, и белый. Даже когда художник работает акварелью - это черная акварель. И вся выставка оформлена в той же гамме - тонкие, темные, прямые конструкции пересекаются под прямыми углами.
Как рассказывает автор дизайна Евгений Герасимов, он хотел материализовать ту невидимую клетку, в которую были заперты ленинградцы. На темно-серых щитах - белые листы рисунков и гравюр. Под ними - цитаты из блокадного дневника Ольги Берггольц: «Тревога все еще длится, изредка что-то ухает - не то далекая бомба, не то зенитка. Теперь далекий гул самолетов. После войны надо уничтожить все самолеты, все, чтоб люди забыли о них!». Буквы нечеткие, они словно стерлись от времени, но смысл слов пронзительно ясен.
Те, кто пережил блокаду, рассказывают, что страх уходил быстро. Смерть стала частью жизни, столь очевидной и обыденной, что бояться ее уже перестали. Соломону Юдовину и авторам выставки удалось очень точно передать это ощущение - отстраненности, бесстрастного упорства, с которым люди передвигали ноги, работали, убирали дворы, продолжали жить. Этот четкий, монотонный ритм возникает из резких, коротких штрихов гравюры, повторения сюжетов, рисунка конструкций на фоне белых сводчатых потолков выставочного зала. И хотя в музее тепло, по спине пробегает озноб, и некоторые из листов кажутся вдруг ледяными узорами на морозном стекле - так остры иглы штриха.
«Жителей блокадного Ленинграда мучили не только тяготы военного времени и ежеминутное дыхание смерти, но и неизвестность. Никто не мог знать, когда наступит перелом, сколько и какие еще испытания ждут их впереди...» - говорят авторы выставки. Однако, по воспоминаниям многих, переживших блокаду, в этом почти безвоздушном пространстве войны чуть легче было тем, кто мог писать стихи, музыку или просто дневник, тем, кто умел рисовать - то, что происходило вокруг, и то, что сжигало душу. Творчество спасало людей даже тогда.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (6368) от 29.01.2019 под заголовком «Черная акварель войны».
Комментарии