Чем пахнет революция
В течение всего года проходят выставки, спектакли, кинопоказы, посвященные событиям 1917 года, которые изменили историю нашей страны. Один из самых необычных проектов — создание «революционных» духов. Они были представлены на фестивале Русского музея «Императорские сады России». О том, чем же пахнет русская революция, мы узнали у Элины АРСЕНЬЕВОЙ, искусствоведа, члена Гильдии парфюмеров России.

ФОТО из личного архива Э. Арсеньевой
— Элина, неужели возможно передать с помощью аромата квинтэссенцию революционного искусства? Или атмосферу послереволюционного Петрограда?
— Гильдия частных парфюмеров РФ создала в память этого важнейшего исторического события серию ароматов «Именем революции!». Спорных, неоднозначных, как и сама революция, увиденная глазами потомков. «Крейсер «Аврора» — чистый, пронзительный, «рассветный» аромат, символизирующий мечту о лучшей жизни, которая, увы, так и осталась мечтой. «Великий Октябрь» пахнет сырой и холодной осенней землей с солоноватым привкусом крови — в память о жертвах революции. «Товарищ Маузер» — запах нового революционного порядка: оружейная смазка, холодное смертоносное железо, кожаные портупеи...
Всего в серии девять разных ароматов, от вполне «носибельных» до отталкивающих. Это не коммерческий проект, хотя при желании их можно найти в продаже.
К самому фестивалю «Императорские сады России», который в этом году был посвящен мастерам русского авангарда, мы создали «портреты» наиболее известных работ Казимира Малевича, Василия Кандинского, Николая Суетина...
Парфюмеры изучали биографии художников и их теории в искусстве. Каждый аромат был создан, согласно принципам этих художников. Так, имя Казимира Малевича известно большинству в первую очередь благодаря «Черному квадрату». Этой картине и посвящен одноименный аромат. Он получился тяжелым, но торжественным, густым, землистым — за это отвечают пачули и роза.
— Скажите, а парфюмерия, которую делали впоследствии в Советском Союзе, продолжала традиции императорской России? Или, наоборот, решительно отвергла буржуазные ароматы?
— Советская парфюмерия не только восприняла, но и «консервировала» стиль французской парфюмерии XIX века вплоть до перестройки. Последний аромат в этом стиле вышел в 1989 году («Анна Каренина»). Интересно, что советская парфюмерия унаследовала не только содержимое, но и названия: наряду с «Красной Москвой» на полках магазинов стояли «Левкои», «Магнолии», «Свежее сено» и другие духи, созданные еще до революции. И это абсолютно никого не смущало.
— Какие духи советских времен вы можете назвать выдающимися?
— Из огромного количества трудно выбрать всего несколько названий. Пусть на мой вкус это будут «Красная Москва», «Слава», «Каменный цветок» — все это «Новой зари», а «Фрези Грант», «Белая сирень», «Офелия», «Черное домино» — «Северного сияния», «Эдгарс» и «Рижанка» — «Дзинтарса».
— Считается, что центр обоняния в мозгу расположен рядом с центром памяти. И духи могут воскресить память о детстве или давно ушедшей любви. Это так?
— И не только духи, но вообще запахи. Это своеобразная «машина времени», которая переносит нас в ту ситуацию, когда мы впервые этот запах ощутили. Запахи могут заставить человека «вспомнить все».
— Пару лет назад вы создали к юбилею Васильевского острова аромат «Остров музеев». В нем был передан запах старых музеев, которых так много на Васильевском, ощущение тишины и остановившегося времени. Совсем недавно вы сделали мятежные и тревожные ароматы революции. Работаете ли вы сейчас над каким-нибудь парфюмерным концептуальным проектом?
— Да, над юмористическими ароматами-пародиями, как бы странно это ни звучало. Не буду пока выдавать секреты, скажу лишь, что первый аромат в серии называется «Одеколон ежиков». Пахнет осенним лесом и влажными грибами.
— Вы уже не первый год читаете бесплатные лекции о духах в новом здании Российской национальной библиотеки. Что предложите слушателям в новом сезоне, который открывается 16 сентября? И кто ваши слушатели?
— В новом сезоне прочитаю цикл, состоящий из десяти лекций, на тему «История парфюмерных брендов. От лаборатории к фабрике и обратно». В XIX веке родилась парфюмерная промышленность. Маленькие лаборатории становились фабриками, а духи — продуктом массового производства. Как менялась эта промышленность за последние 150 лет? Что влияло на ее становление и развитие? Когда появилась русская парфюмерия и чем она отличалась от зарубежной?
На мои лекции ходит самая разная публика: студенты и пенсионеры, домохозяйки и директора, гуманитарии и технари. По моим наблюдениям, история парфюмерии интересна всем, ведь это часть истории человечества, пусть и в необычном аспекте.
Материалы рубрики
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии