Фестиваль «Дягилев. P. S.» - 2018 завершился. Что дальше?

Концертом в Александринском театре завершился IX международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Накануне его организаторы во главе с арт-директором Натальей Метелицей встретились с критиками и журналистами, чтобы подвести итоги, а также рассказать о фестивале будущего года - десятом по счету, юбилейном.

Фестиваль «Дягилев. P. S.» - 2018 завершился. Что дальше?  | Иллюстрация Jack-Q/shutterstock.com

Иллюстрация Jack-Q/shutterstock.com

На встрече было много красивых людей с балетной выправкой - хореограф из ЮАР Дада Масило, поразившая петербуржцев своей версией «Жизели», известный французский мастер Анжелен Прельжокаж, шведская танцовщица, жена и муза балетмейстера Матса Эка Ана Лагуна, руководитель балетной труппы «Урал Балет Опера» Вячеслав Самодуров.

Чернокожая волшебница Дада Масило, в красном, с крупными серьгами в ушах, лучилась энергией. Она родилась в ЮАР, танцами стала заниматься с 12 лет, училась балету в Брюсселе. А потом стала работать как хореограф. Сейчас ей 32 года, она известна всему балетному миру.

- Если честно, мне поначалу не очень нравилось ставить балеты, это очень тяжелая работа, - рассказала она. - Но в последнее время она меня увлекла. Особенно интересно делать новые интерпретации классических балетов - таких как «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Жизель».

В Петербург она привезла как раз «Жизель».

- В Жизели меня привлекла ее сила, которая сочетается с наивностью и невинностью, - рассказала Дада о спектакле, который был показан на сцене БДТ. В нем соединились современный танец, фольклор, жанровые сценки и жгучий темперамент обитателей Африканского континента. - Очень сложно было играть на этих столь разных свойствах ее личности, выразить их и физически, и эмоционально. А мои вилисы - они очень мстительные.

Мирта, королева вилис, предстала в спектакле как Сангома (так называют в Южной Африке шаманов, целителей), а вилисы - как духи, призывающие Жизель к мести. Ведь только отомстив, Жизель сможет освободиться от мира смертных и стать свободным духом.

По словам Натальи Метелицы, каждый из привезенных на фестиваль балетов уникален:

- Мне было интересно показать, как наследие Петипа отражается сегодня в разных культурах. Как хореографы той или иной страны привносят в классические балеты свой эпос, свою историю, ментальность.

И ей это удалось в полной мере: японская «Баядерка», южноафриканская «Жизель», норвежская «Неспящая красавица»...

Анжелен Прельжокаж специально для фестиваля поставил номер «Призрак» (публика увидела его на заключительном вечере балета).

- Я немного старше, чем Дада, - пошутил он на встрече. - И я чувствовал себя усталым после того, как поставил в Мюнхене балет «Гравитация», собирался немного отдохнуть. Но когда Наталья Метелица предложила мне сделать что-то для фестиваля, я не сильно сопротивлялся. Мне ведь интересен поиск нового языка в балете, новые интерпретации классики. А тут представился такой случай, как 200-летие Мариуса Петипа. Я назвал свой балет «Призрак». Он о призраках, которые по ночам являются Петипа, чтобы вдохновить его на создание новых балетов. Но можно интерпретировать название иначе: о призраке Петипа, который являлся по ночам мне (смеется).

Фестиваль «Дягилев. Постскриптум» выступил как сопродюсер этой постановки.

Пока это, скорее, эскиз, который впоследствии может превратиться в спектакль.

Конечно, собравшихся интересовали подробности о грядущем, десятом, фестивале «Дягилев. P. S.». Однако Наталья Метелица не стала раскрывать все карты. Да и программа фестиваля еще не определена, хотя переговоры уже ведутся, многое зависит от договоренностей, от бюджета.

Известно только, что юбилейный фестиваль будет посвящен собственно Сергею Павловичу Дягилеву, его наследию, а именно - «Русским балетным сезонам» и их влиянию на мировую культуру. Напомним, что первые балеты были показаны Дягилевым в Париже 19 мая 1909 года. Так что в 2019 году «Русским балетным сезонам» исполнится 110 лет.

По словам Натальи Метелицы, одной из тем фестиваля станет балет «Весна священная», который открыл новую страницу в истории танца. На встрече она обратилась к Дада Масило с предложением поставить «Весну священную» для будущего фестиваля:

- Дада, это не я прошу, это Дягилев вас просит!

В заключение Наталья Ивановна высказала сожаление о том, что в Петербурге до сих пор нет Дворца фестивалей. Поэтому приходится арендовать площадки, показывать балетные спектакли на сценах драматических театров, а это создает много проблем.

И напомнила, что в Театральном музее продолжает свою работу выставка «Петипа. Танцемания». Так что если вы еще не были там, обязательно приходите.

#Дягилев P.S. #фестиваль #танец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6333) от 30.11.2018 под заголовком «Чем нас удивят через год».


Комментарии