Человека ведет энергия любви

Сегодня на сцене БДТ — спектакль Алисы Фрейндлих «Гори, гори, моя звезда...» в рамках фестиваля «Почетные граждане Петербурга — к юбилею города». Фестиваль организован фондом «Петербургское наследие и перспектива» при спонсорской поддержке пивоваренной компании «Степан Разин».
В принципе на этом вступительную часть можно закончить. Мне не хочется в два предложения «втискивать» слова об Алисе Фрейндлих — все равно получится неуклюжее «резюме» с указанием ролей, заслуг, званий. Сколько всего написано о ней, и все равно этого мало. Наверное, потому что главного не выразить словами, не сформулировать четко, не описать... Нет, правда, как объяснить то, что даже очень молодые люди из совсем другого поколения и другой эпохи, видя Алису Бруновну на сцене или на экране, или просто глядя на ее портрет, говорят: «Ой, она такая хорошая, такая славная...»?

Человека ведет энергия любви |

— Алиса Бруновна, вы часто говорите о своей любви к Петербургу. Чем вам так близок наш, в общем-то, мрачный город?

— В этом городе родилась не только я, а примерно пять-шесть поколений моих предков, поэтому связь с Петербургом глубинная. Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением — в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить. Хотя несколько раз меня приглашали в Москву, я не могу город оставить, я его очень люблю, привыкла, я привязана к нему — не только пропиской, но и душевной связью. И потом, мне кажется, прозрачная, гравюрная красота Петербурга — она очень завораживающая, в ней есть своя магия. Несмотря на гадостность нашего климата, ветшание города.

— Ветшание?

— Одного юбилея мало, чтобы привести город в порядок. Видно, как разваливаются красивые старинные здания, построенные на общем эстетическом дыхании, реставрируется ничтожно мало — так, подмажут их сверху. Конечно, я понимаю: для того чтобы поставить город на ноги, требуются безумные деньги, из области фантастики. Наверное, ему суждено рассыпаться изнутри. Да, возводятся какие-то новые дома, и вроде бы город старается не покидать этот стиль, но надо реставрировать глубинно. Можно сделать красивое лицо — наложить тон, накрасить реснички, воротничок чистенький надеть, но когда плохо работает кровеносная или какая-то другая система внутри организма...

— Но, согласитесь, появляются какие-то новые, приятные места...

— Это из области воротничков и ресничек. Конечно, появились симпатичные дворики, пешеходные улочки славные, даже на Рубинштейна проходные дворы привели в милый вид, но это все заплаточки. По-прежнему моя влюбленность и мои привязанности распространяются на старый Петербург.

— А вы бы хотели, чтобы ваши внуки всегда жили здесь?

— Я не могу так говорить, пусть они сами выбирают, это их право.

— Недавно я увидела по телевизору фильм «Любить» Михаила Калика с вашим участием. И там вы очень похожи на вашу дочь Варю. Каково это — узнавать себя в детях?

— Это немножко эгоистический момент. Я хотела, чтобы Варя была больше похожа на Игоря Петровича Владимирова, статного, красивого, и внушала это себе, пока ее носила. Мне хотелось, чтобы моя девочка была лучше, чем я. Можно сказать, что в какой-то мере я себя уговорила. Но, естественно, поскольку она росла рядышком, в ней угадывается не столько моя внешность, сколько какие-то манерки, пластика, гримаски. «Козики», как мы называли это в Театре Ленсовета.

— Вы в последнее время совсем немного снимаетесь в кино.

— Я никогда много и не снималась...

— Как же? Столько фильмов чудесных.

— Это теперь, по прошествии лет, кажется, что столько-то фильмов. Но если подумать, что я сорок шестой год занимаюсь этой профессией и распределить все фильмы на это время, то получится, что не так уж и много. А сейчас я снимаюсь в сериале «Женская логика», ироническом детективе. Не могу сказать, что меня это безумно вдохновляет, но мне показалось, что из всех сериальных предложений, которые звучали, этот вариант наиболее, что ли, благородный.

— А если вам позвонит никому не известный режиссер с просьбой сняться у него в картине, вы — теоретически — можете согласиться?

— Если это будет интересный материал и мы совпадем по времени. Сейчас кино не может ждать актера — время коммерческое, и пока деньги есть, надо их быстро схватить и реализовать.

— Есть какие-то молодые режиссеры в театре и в кино, с которыми бы вам хотелось поработать?

— Сейчас в БДТ я репетирую в «Двенадцатой ночи» у Григория Дитятковского, режиссера сравнительно молодого, и мне интересно с ним работать, хотя, конечно, еще нет результата. В кино из молодых мне интересно было сниматься у Валеры Тодоровского в «Подмосковных вечерах». Приглашал в сериал Дима Месхиев, но мне с великим сожалением пришлось отказаться, так как работа предполагалась очень длинная, двадцать две серии — у меня в тот момент не было времени и сил.

— В «Двенадцатой ночи» Шекспира вы репетируете роль Шута. Неожиданная роль.

— А я люблю такие неожиданности, всегда любила рискованные вещи. Еще будучи молодой, играла возрастные роли — Катерину Ивановну в «Преступлении и наказании», хотя могла бы играть и Соню, экстравагантную, остренькую Селию Пичем в «Трехгрошовой опере».

— Скажите, почему вы никогда не занимались преподаванием?

— Потому что для этого надо оставить театр.

— Многие совмещают.

— Это нехорошо — получаются малообразованные актеры, которые профессии, ремеслу недостаточно хорошо обучены. Когда я училась в институте, почти все мастера курсов были свободны от театра. Борис Вольфович Зон занимался только нами. И мы были в таких объятьях, что все, кто выходил из института, владели профессией в самом абсолютном смысле этого слова. Ведь талант, если он не опирается на профессию, очень быстро амортизируется, начинает угасать. Сколько одаренных людей из-за этого пропало! Если у человека есть и от бога, и от профессии — это актер с большими возможностями для взлета. Но если бог не дал, то профессия все равно всегда останется в руках.

— Но одним ремеслом, наверное, не обойдешься.

— Обойдешься. Ты не будешь звездой, но никогда не утратишь востребованности и сохранишь достоинство на всю свою жизнь.

— У вас, наверное, совсем нет времени для того, чтобы на молодых актеров смотреть, в театр ходить?

— Ну почему, я иногда хожу в театр, когда слышу про что-то интересное. Совсем недавно посмотрела «Войну и мир» Петра Фоменко. Я получила три часа наслаждения, это так рифмованно и гармонично. И заметьте, в спектакле по-настоящему талантливых людей, меченных Богом, — максимум пять, но все актеры владеют профессией, все они из одной мастерской, все понимают друг друга.

— Я слышала от многих такое мнение, что настоящим актером становятся ближе к сорока годам, когда уже есть что сказать со сцены, когда накоплен жизненный опыт. Вы согласны?

— Да, сорок лет — это возраст, когда опыт уже приобретен, но свежесть чувств и внешние возможности еще не утрачены. Это пик, центр актерской жизни, правда, сразу после него начинается очень интенсивное сбегание с горки, потому что уходит целый ряд ролей.

— Хотя в театре возраст стирается.

— Я бы так не сказала. На некоторых режиссеров гипнотически действуют паспортные данные — может быть, лучше взять актрису помоложе... А для старушек ролей нет! (смеется) Это раньше в шестьдесят можно было играть если не Джульетту, то во всяком случае Раневскую из «Вишневого сада».

— В начале нашей беседы вы сказали: «В очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель». Вы верите в то, что человек ведом какими-то высшими силами?

— Человека ведет энергия любви и мысли, а энергия, как известно из физики, никогда никуда не исчезает, а только лишь преобразуется. И при востребованности эта энергетическая субстанция помогает. Условно говоря, каждый человек имеет приемник и передатчик, и у одного приемник сильнее, а у другого больше развит передатчик. И я убеждена, что если очень захотеть, очень попросить и очень верить, то из этой субстанции любви можно получить какой-то посыл. Но просто так не бывает — нужно погрузиться, сосредоточиться на чем-то, и тогда придет догадка. Почему хорошие, умные мысли часто приходят во сне? Потому что человек сосредоточен, его взгляд обращен внутрь, на полную мощность работает приемник, и из всей массы информации и энергии он обязательно принимает самую важную для себя.

— Вы всегда знали, в какую сторону вам нужно идти?

— Нет, конечно, не всегда, но внутренняя вера обязательно была вознаграждена.

— Знаете, многие верят в так называемый закон компенсации: если, условно говоря, в работе у тебя все складывается удачно, то где-то в другом непременно отнимется.

— Конечно, если человек очень сильно расточает себя в жизни, то на сцене ему не хватит — наскребет, наскребет, и уже нету... И наоборот. Но я не думаю, что есть какая-то определенная закономерность. Мой самый лучший творческий период в жизни связан с Игорем Петровичем Владимировым. И мы очень любили друг друга! Тогда все совмещалось в нашей жизни. Другое дело, что, наверное, это не могло продолжаться бесконечно долго.

— Если бы можно было вернуться в прошлое, вы бы что-то изменили в своей жизни?

— Не знаю... Не знаю, что... Наверное, нет, ничего не стала бы менять. Нет, все было правильно.

Подготовила Мария КАМЕНЕЦКАЯ


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (2940) от 15.04.2003 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.