Главная городская газета

Человек весны

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали юбилейный экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью
Человек весны | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

30 марта исполняется 90 лет главному художнику ТЮЗа им. А. А. Брянцева Марту Китаеву. Прошедший войну и награжденный боевыми орденами и медалями, народный художник России Март Китаев за долгую жизнь в театре был удостоен множества профессиональных наград и высоких званий. Он оформил более 300 спектаклей и работал с именитыми режиссерами в нашей стране и за рубежом.

Николай ИВАНОВ,
народный артист РФ:

– Общаться с Китаевым всегда радостно. Март Фролович – очень актерский сценограф, он всегда думает о том, чтобы артистам было комфортно в среде, которую он создает. Уже начиная с комнатных репетиций, он «подглядывает и подслушивает», говорит с актерами и режиссером, всегда являясь соавтором его замыслов. Помню, когда заболел режиссер Арсений Сагальчик, мы даже репетировали «Детей Ванюшина» с Мартом Фроловичем, чтобы «достроить» спектакль. Смею думать, что мы с ним дружны, ведь нам обоим свойственно этакое вечно мальчишеское самоощущение. Ведь мы по призванию – люди ТЮЗа, где Китаева всегда любят и ждут.


Александр ЧЕПУРОВ,
ректор СПбГАТИ, историк театра:

– Даже при спорном уровне режиссуры работа Китаева как художника-постановщика – а он 16 лет был главным художником Александринского театра – всегда являла собой яркое театральное явление. Его отличала целостность художественного видения, его сценография всегда была своего рода режиссурой. Как в спектакле «Таланты и поклонники» с его вокзалом, где придуманная Китаевым ажурная конструкция стала не просто местом действия, а дала философский образ дороги, ожидания, пути человеческого... В постановке «Похождения Чичикова», где заняты были корифеи сцены – Горбачев, Меркурьев, Толубеев, Штыкан, Борисов, – Китаев создал подкову-подиум, на которой выставлены раритеты Александринки: старинная мебель, фрагменты декораций и вместе с тем ее главная ценность – актеры. Эта многоуровневая образность характерна для всех постановок Марта Китаева. Несмотря на почтенный возраст, Март Фролович сохраняет удивительную непосредственность и молодое восприятие жизни, которые так чувствуются в его сценографии. Быть может, именно это свойство позволяет сегодня художнику активно сотрудничать с ТЮЗом – театром, обращенным к молодежному зрителю.


Семен СПИВАК,
художественный руководитель
Молодежного театра на Фонтанке:

– Когда я ушел из Театра Ленсовета и задумал поставить спектакль «Танго», сразу решил пригласить к совместной работе Марта Фроловича. Он долго отнекивался, но наконец согласился, и с этого началась наша дружба – какая-то очень невербальная. Китаев понимает театр как искусство света и надежды, что и мне очень близко. Мы уже давно не работали вместе, но мне без него очень трудно. Китаев настоящий провидец и, если однажды почувствует человека, всегда будет понимать его без слов. Как художник, он прошел огромный путь, не уставая меняться. Скажем, в спектакле Николая Шейко «Похождения Чичикова» Март Китаев создал сложный игрушечный мир – с кибитками, несоразмерно маленькими церквушками... Китайцы говорят, что настоящее искусство похоже на неумение. И в других своих работах он пришел к такой простоте, когда почти при полном отсутствии предметов зритель ощущает организованную художником среду. Так, в спектакле нашего театра «Три сестры» он дерзко заставил героев жить прямо на рельсах... Китаев – очень большой художник и при этом большой человек. А это не всегда совпадает. Всю жизнь он занимался йогой, оттачивая и очищая душу. Она у него светится. И он не стал классическим мэтром с тяжелым животом, всегда был поджарым, изящным и элегантным. Но никогда в это не играл. Я его люблю и боготворю. Человек, как известно, устроен так, что не может зависнуть в пространстве: он либо движется вверх, либо идет вниз. В этом жестокость жизни. Но Март Фролович всегда идет вверх.

...С фотографии на юбилейной выставке «Театр Марта», открывшейся в ТЮЗе, на нас смотрит юный человек с копной поседевших волос. Какую жизнь надо прожить, чтобы в 90 лет в твоих глазах читалась не усталая зимняя мудрость, а неистребимое весеннее любопытство и любовь ко всему сущему? Вероятно, именно такую, какую прожил художник и режиссер своей судьбы Март Китаев. Человек весны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook