Человек весны

30 марта исполняется 90 лет главному художнику ТЮЗа им. А. А. Брянцева Марту Китаеву. Прошедший войну и награжденный боевыми орденами и медалями, народный художник России Март Китаев за долгую жизнь в театре был удостоен множества профессиональных наград и высоких званий. Он оформил более 300 спектаклей и работал с именитыми режиссерами в нашей стране и за рубежом.

Человек весны | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Николай ИВАНОВ,
народный артист РФ:

– Общаться с Китаевым всегда радостно. Март Фролович – очень актерский сценограф, он всегда думает о том, чтобы артистам было комфортно в среде, которую он создает. Уже начиная с комнатных репетиций, он «подглядывает и подслушивает», говорит с актерами и режиссером, всегда являясь соавтором его замыслов. Помню, когда заболел режиссер Арсений Сагальчик, мы даже репетировали «Детей Ванюшина» с Мартом Фроловичем, чтобы «достроить» спектакль. Смею думать, что мы с ним дружны, ведь нам обоим свойственно этакое вечно мальчишеское самоощущение. Ведь мы по призванию – люди ТЮЗа, где Китаева всегда любят и ждут.


Александр ЧЕПУРОВ,
ректор СПбГАТИ, историк театра:

– Даже при спорном уровне режиссуры работа Китаева как художника-постановщика – а он 16 лет был главным художником Александринского театра – всегда являла собой яркое театральное явление. Его отличала целостность художественного видения, его сценография всегда была своего рода режиссурой. Как в спектакле «Таланты и поклонники» с его вокзалом, где придуманная Китаевым ажурная конструкция стала не просто местом действия, а дала философский образ дороги, ожидания, пути человеческого... В постановке «Похождения Чичикова», где заняты были корифеи сцены – Горбачев, Меркурьев, Толубеев, Штыкан, Борисов, – Китаев создал подкову-подиум, на которой выставлены раритеты Александринки: старинная мебель, фрагменты декораций и вместе с тем ее главная ценность – актеры. Эта многоуровневая образность характерна для всех постановок Марта Китаева. Несмотря на почтенный возраст, Март Фролович сохраняет удивительную непосредственность и молодое восприятие жизни, которые так чувствуются в его сценографии. Быть может, именно это свойство позволяет сегодня художнику активно сотрудничать с ТЮЗом – театром, обращенным к молодежному зрителю.


Семен СПИВАК,
художественный руководитель
Молодежного театра на Фонтанке:

– Когда я ушел из Театра Ленсовета и задумал поставить спектакль «Танго», сразу решил пригласить к совместной работе Марта Фроловича. Он долго отнекивался, но наконец согласился, и с этого началась наша дружба – какая-то очень невербальная. Китаев понимает театр как искусство света и надежды, что и мне очень близко. Мы уже давно не работали вместе, но мне без него очень трудно. Китаев настоящий провидец и, если однажды почувствует человека, всегда будет понимать его без слов. Как художник, он прошел огромный путь, не уставая меняться. Скажем, в спектакле Николая Шейко «Похождения Чичикова» Март Китаев создал сложный игрушечный мир – с кибитками, несоразмерно маленькими церквушками... Китайцы говорят, что настоящее искусство похоже на неумение. И в других своих работах он пришел к такой простоте, когда почти при полном отсутствии предметов зритель ощущает организованную художником среду. Так, в спектакле нашего театра «Три сестры» он дерзко заставил героев жить прямо на рельсах... Китаев – очень большой художник и при этом большой человек. А это не всегда совпадает. Всю жизнь он занимался йогой, оттачивая и очищая душу. Она у него светится. И он не стал классическим мэтром с тяжелым животом, всегда был поджарым, изящным и элегантным. Но никогда в это не играл. Я его люблю и боготворю. Человек, как известно, устроен так, что не может зависнуть в пространстве: он либо движется вверх, либо идет вниз. В этом жестокость жизни. Но Март Фролович всегда идет вверх.

...С фотографии на юбилейной выставке «Театр Марта», открывшейся в ТЮЗе, на нас смотрит юный человек с копной поседевших волос. Какую жизнь надо прожить, чтобы в 90 лет в твоих глазах читалась не усталая зимняя мудрость, а неистребимое весеннее любопытство и любовь ко всему сущему? Вероятно, именно такую, какую прожил художник и режиссер своей судьбы Март Китаев. Человек весны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?