Человек весны

30 марта исполняется 90 лет главному художнику ТЮЗа им. А. А. Брянцева Марту Китаеву. Прошедший войну и награжденный боевыми орденами и медалями, народный художник России Март Китаев за долгую жизнь в театре был удостоен множества профессиональных наград и высоких званий. Он оформил более 300 спектаклей и работал с именитыми режиссерами в нашей стране и за рубежом.

Человек весны | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Николай ИВАНОВ,
народный артист РФ:

– Общаться с Китаевым всегда радостно. Март Фролович – очень актерский сценограф, он всегда думает о том, чтобы артистам было комфортно в среде, которую он создает. Уже начиная с комнатных репетиций, он «подглядывает и подслушивает», говорит с актерами и режиссером, всегда являясь соавтором его замыслов. Помню, когда заболел режиссер Арсений Сагальчик, мы даже репетировали «Детей Ванюшина» с Мартом Фроловичем, чтобы «достроить» спектакль. Смею думать, что мы с ним дружны, ведь нам обоим свойственно этакое вечно мальчишеское самоощущение. Ведь мы по призванию – люди ТЮЗа, где Китаева всегда любят и ждут.


Александр ЧЕПУРОВ,
ректор СПбГАТИ, историк театра:

– Даже при спорном уровне режиссуры работа Китаева как художника-постановщика – а он 16 лет был главным художником Александринского театра – всегда являла собой яркое театральное явление. Его отличала целостность художественного видения, его сценография всегда была своего рода режиссурой. Как в спектакле «Таланты и поклонники» с его вокзалом, где придуманная Китаевым ажурная конструкция стала не просто местом действия, а дала философский образ дороги, ожидания, пути человеческого... В постановке «Похождения Чичикова», где заняты были корифеи сцены – Горбачев, Меркурьев, Толубеев, Штыкан, Борисов, – Китаев создал подкову-подиум, на которой выставлены раритеты Александринки: старинная мебель, фрагменты декораций и вместе с тем ее главная ценность – актеры. Эта многоуровневая образность характерна для всех постановок Марта Китаева. Несмотря на почтенный возраст, Март Фролович сохраняет удивительную непосредственность и молодое восприятие жизни, которые так чувствуются в его сценографии. Быть может, именно это свойство позволяет сегодня художнику активно сотрудничать с ТЮЗом – театром, обращенным к молодежному зрителю.


Семен СПИВАК,
художественный руководитель
Молодежного театра на Фонтанке:

– Когда я ушел из Театра Ленсовета и задумал поставить спектакль «Танго», сразу решил пригласить к совместной работе Марта Фроловича. Он долго отнекивался, но наконец согласился, и с этого началась наша дружба – какая-то очень невербальная. Китаев понимает театр как искусство света и надежды, что и мне очень близко. Мы уже давно не работали вместе, но мне без него очень трудно. Китаев настоящий провидец и, если однажды почувствует человека, всегда будет понимать его без слов. Как художник, он прошел огромный путь, не уставая меняться. Скажем, в спектакле Николая Шейко «Похождения Чичикова» Март Китаев создал сложный игрушечный мир – с кибитками, несоразмерно маленькими церквушками... Китайцы говорят, что настоящее искусство похоже на неумение. И в других своих работах он пришел к такой простоте, когда почти при полном отсутствии предметов зритель ощущает организованную художником среду. Так, в спектакле нашего театра «Три сестры» он дерзко заставил героев жить прямо на рельсах... Китаев – очень большой художник и при этом большой человек. А это не всегда совпадает. Всю жизнь он занимался йогой, оттачивая и очищая душу. Она у него светится. И он не стал классическим мэтром с тяжелым животом, всегда был поджарым, изящным и элегантным. Но никогда в это не играл. Я его люблю и боготворю. Человек, как известно, устроен так, что не может зависнуть в пространстве: он либо движется вверх, либо идет вниз. В этом жестокость жизни. Но Март Фролович всегда идет вверх.

...С фотографии на юбилейной выставке «Театр Марта», открывшейся в ТЮЗе, на нас смотрит юный человек с копной поседевших волос. Какую жизнь надо прожить, чтобы в 90 лет в твоих глазах читалась не усталая зимняя мудрость, а неистребимое весеннее любопытство и любовь ко всему сущему? Вероятно, именно такую, какую прожил художник и режиссер своей судьбы Март Китаев. Человек весны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.