Человек старинных качеств

Умер режиссер Евгений Татарский. Добрый, умный, талантливый человек с чудесным чувством юмора и самоиронии, режиссер с редкостным чувством зрительской аудитории. Это не дежурные слова. Мало кому вообще удается снимать зрительские бестселлеры и при этом твердо оставаться в рамках хорошего вкуса и стиля. Ему это удавалось.

Человек старинных качеств | Источник: tvc.ru

Источник: tvc.ru

Его хит «Золотая мина» всегда крутили в СССР по телевизору в ночь на Пасху, чтобы отвлечь народ от религиозного дурмана. Он сам над этим очень смеялся, но втайне и гордился.

И было чем гордиться. Потому что зрителей к телевизору тянул не только детективный сюжет, не только желание знать, кто убил и как поймают. Тянуло мрачное лицо Олега Даля в темных очках. Притягивала загадочная, никому дотоле не известная красавица с необычным лицом – Любовь Полищук, которую Татарский в один миг сделал звездой. Было неожиданно увидеть дурачащегося следователя Евгения Киндинова, или увешанную антикварными драгоценностями барышню-милиционера – Ларису Удовиченко, или масляно-ласкового пластического хирурга – Игоря Дмитриева, или язвительного милицейского начальника – Михаила Глузского...

Да и вообще было жутко интересно смотреть на кабацко-светскую жизнь советских теневиков, которую до «Золотой мины» никто не показывал, а Татарский – показал. И это получился не просто милицейский фильм, а кино про другую реальность, которая для большинства зрителей, сидящих перед «ящиком», была почти что «жизнью на Марсе». Снимая телевизионное кино «про будни советской милиции», Татарский ухитрился снять энциклопедию «тайной русской жизни». Потому фильм и пересматривали по десять раз.

Потом так же, до дыр, засматривали его «Принца Флоризеля».

Татарский и Игорь Масленников снимали «Флоризеля» и «Холмса» параллельно. Зная, разумеется, про эти съемки, но не «подглядывая» друг за другом. Когда снимаешь кино, не до того чтобы следить, как развивается работа у коллеги. «На выходе» в каждой из этих двух картин обнаружилось общее ключевое качество – ирония, что было просто общим для тогдашнего «Ленфильма» стилем.

Это было такое особое ленинградское изящество в работе с заграничным костюмным материалом, которое позволяло любые допуски. В том числе и право идеального героя становиться время от времени смешным. Я помню, как, впервые глядя «Флоризеля», я хохотала над париками Даля, которые он снимал один за другим. Думаю, хохотала не одна я. А такими изящными гэгами фильм был переполнен: у режиссера хватало выдумки и чувства юмора на то, чтобы удивлять не раз и не два – а все время.

Татарский любил актеров, умел дружить с ними (что вообще-то непросто, особенно если ты – режиссер), а актеры любили его и обожали у него сниматься. Недаром же компания Олег Даль – Игорь Дмитриев – Евгений Киндинов – Любовь Полищук перекочевала из «Золотой мины» во «Флоризеля», при этом изменившись до неузнаваемости. Разве можно сравнить мрачного убийцу с душкой-принцем или бравого сыщика с ханжой-святошей?

А как Татарский любил и умел ломать стереотипы! Что он сделал со всенародно обожаемым Донатасом Банионисом, за которым к тому времени уже потянулся шлейф ролей «великих и мудрых»! Хозяин клуба самоубийц – это просто актерский бриллиант!

А еще я помню, как мы все – молодые и скептичные – всегда хохотали над тем, как у нас снимают «про зарубежную жизнь». Над тем, как выпирают уши советских школьников из каждого жеста, из каждой уличной сцены. Татарский и тут сумел дать «мастер-класс»: он не стал притворяться, что играет в Лондон, а в детективном сюжете просто показал чудесный и смешной вымышленный мир, к которому, хоть тресни, никаких претензий не предъявишь! Это его умение «не прикидываться» было то, что называется Отличным Стилем.

Он и в своем знаменитом «Джеке Восьмеркине» не прикидывался, что снимает про деревню. Деревня его была тоже условной, стильной и смешной.

Вообще снимать комедийный мюзикл на материале российской деревенской жизни начала 1920-х – это надо было быть сумасшедшим. Самоубийцей. Но Татарский и был «сумасшедшим». Человеком, который умел делать все поперек привычного и побеждать.

Я до сих пор с легкостью могу вспомнить буквально все до одной роскошные, почти цирковые, репризы из «Джека Восьмеркина – американца». А фильм ими буквально нашпигован. Блестящий, смешной, драматичный, изящный. Фейерверк актерских работ, фейерверк режиссерской выдумки и изобретательности...

И снова он всех актеров «переодел и переделал», обнаружив даже в стопудово «социальном герое» Александре Галибине вкус к острой комедийности. А ведь там, рядом с суперзвездами Львом Дуровым и Евгением Евстигнеевым, впервые сверкнули и малоизвестные тогда Галина Бокашевская, Ирина Ракшина и Юрий Гальцев. И этот фильм мгновенно сделал звездой юного Александра Кузнецова.

Да и другого Кузнецова, Юрия, актера-эпизодника, в звезды вывел именно Татарский, дав ему одну из главных ролей в «Колье Шарлотты» и открыв миру необычный талант необычного актера.

Перечисляя сегодня людей, обязанных славой и карьерой Татарскому, невольно думаешь о том, что он сыграл в этих судьбах роль Провидения, роль Перста судьбы.

Много лет Татарский возглавлял Санкт-Петербургский союз кинематографистов. То, что его выбрали, – неудивительно. У него всегда была репутация хорошего, порядочного, честного человека. Удивительно то, что он, долго находясь на этом непростом посту, ухитрился эту репутацию сохранить, не быть вывалянным в грязи и не вываляться в грязи – во всех имущественных дрязгах, в недовольстве и старых и молодых, во всеобщем недоверии друг к другу. Особенно учитывая, что был он остер на язык, гневлив и подчас несдержан.

Но люди всегда чувствуют, что человек не способен на подлость и предательство, а это очень немало. И про Татарского все и всегда знали: он «человек старинный, со старинными качествами».

Он сделал много добра людям и никогда им этого не припоминал, никогда их этим не попрекал. А когда не мог помочь, не врал и не выкручивался, просто говорил, как было принято «в старину»: «Прости, старик, не могу!». И это было то, что понимали все.

В последнее время он долго и тяжело болел. И не всегда, наверное, ему удавалось сохранить чувство юмора в этой ситуации. Но никогда он не делал свои проблемы публичным достоянием: умел «держать лицо». Тоже давно забытое или вовсе утраченное «старинное» качество, которое Евгений Маркович Татарский сохранил в себе до конца.

Светлая ему память...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5405) от 25.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?