Человек ли женщина?
Недалеко от моего дома – рекламный плакат нового телеканала, заполненный брутальными картинками. Слоган гласит: «Канал для настоящего человека». Официальный сайт разъясняет: в сетке представлены «проекты о мужских увлечениях, хобби и настоящих мужских профессиях, спортивные состязания, а также циклы научно-популярных программ». Выходит, что человек – только мужчина. А кто же такие женщины?

ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com
Я – бегом к словарям, узнать, человек ли женщина. Посмотрела, как истолкованы в словарях слова «мужчина» и «женщина», какие даны речения, т. е. примеры употребления этих слов, за последнее столетие. Итак, что у нас насчет женщин и их прав?
Возьмем Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова (30-е гг. ХХ в.). Женщина – «лицо, противоположное по полу мужчине. Женщины и мужчины в СССР пользуются одинаковыми правами». Сразу видно, что революция освободила женщин, речение про права дано первым. Еще один интересный момент: отношение к сексу. Во втором значении приводится такой оттенок: «Лицо женского пола, начавшее половую жизнь, в противоположность девушке. Замужняя женщина. Она рано стала женщиной». Вот такая революционная идеология.
А вот словарь уже другого времени, 1960 – 1970-х гг. (Словарь русского языка, он же Малый академический). Что он говорит нам о женщине: «Лицо, противоположное по полу мужчине. Молодая женщина. Замужняя женщина. Женщина средних лет». Здесь на первый план выходят совсем другие речения (отмечу, что про равные права тоже есть, но уже убрано в конец словарной статьи). Половая жизнь в этом словаре изъята из толкования. Вот как дается та же по сути информация: «Лицо женского пола, состоящее или состоявшее в браке. Ты меня видишь девушкой, посмотри женщиной, что из меня выдет. А. Островский, Волки и овцы». И хотя реальное значение сохранялось в языке, словарь от него отказался, ведь секса в Советском Союзе к этому времени уже не было.
Заглянем в современные словари: Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (1999 г.). Женщина – «лицо, противоположное мужчине по полу, та, которая рожает детей и кормит их грудью. Ж. равноправна с мужчиной. Женщина-мать». Судя по словарной статье, именно этот словарь активно защищает семейные ценности, поскольку он единственный вносит в толкование рождение и кормление детей как отличительный признак женщины. Ограничение на упоминание половых отношений в этом словаре уже снято, но они деликатно названы «брачными» («лицо женского пола, вступившее в брачные отношения. Она стала женщиной»).
Нетрудно заметить, что все три словаря дают похожие толкования: «лицо, противоположное по полу мужчине». Мужчина толкуется симметрично: «лицо, противоположное по полу женщине». Из этого круга шаг в сторону сделал только словарь Ожегова, уточнивший, чем же женщина отличается от мужчины. При этом отличительных признаков мужчины не дается. Может быть, потому, что он полагается за точку отсчета?
Еще один момент, связанный c толкованием слова «мужчина»: нигде не указано, что он имеет равные права с женщиной. Его права не требуется утверждать! А вот в случае с женщиной эта тема красной нитью прошла через все словари. Просто словарный феминизм какой-то!
Упомяну и Толковый словарь ключевых слов русского языка под редакцией Г. Н. Скляревской. Во-первых, он самый свежий, вышел в прошлом году (год издания, правда, указан как 2014-й). Во-вторых, именно здесь впервые предлагается «человеческое» толкование: женщина – это «человек женского пола; лицо женского пола, вышедшее из периода юности», а мужчина, соответственно, «человек мужского пола; лицо мужского пола, вышедшее из периода юности». А вот равенство прав здесь не упоминается, хотя речений приведено очень много (15, а не 2 – 3, как в других словарях). Тема женских прав перестала быть актуальной.
Немного странно, что такое естественное толкование, как «человек», появилось только в XXI в. Может быть, не все успели к нему привыкнуть... Создатели вышеупомянутого телеканала еще не успели, иначе назвали бы свое творение «канал для настоящих мужчин».
Хотя... одно маленькое упоминание о женщинах на сайте этого ресурса все же есть: отмечено, что это «телеканал про мужчин и их верных подруг». Так что женщине удалось прорваться в эфир этого канала, хотя бы и в качестве «друга человека».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5654) от 03.03.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии