Человек и его Ка

Древние египтяне различали пять составляющих души человека: Ка, Ба, Сах, Ах и Шуит... На студии Proline film сейчас снимается первый, кажется, на свете фильм о человеке и его Ка («тени души» – так расшифровывается это мистическое понятие). Речь о новой картине лауреата многочисленных кинофестивалей Ирины Евтеевой «Творения, или 4 Ка Велимира Хлебникова», на съемочную площадку которой пригласили журналистов.

Человек и его Ка | Создатели фильма стремятся уловить ритмы Хлебникова. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой Proline film

Создатели фильма стремятся уловить ритмы Хлебникова.
ФОТО предоставлено пресс-службой Proline film

Живопись  из актерских тел

Предыдущий фильм режиссера «Арвентур», призер последнего Московского кинофестиваля, был основан на рассказе Александра Грина и на даосской притче.

Теперь вот – поэма футуриста, «председателя земного шара» Хлебникова. О том, как он и его Ка из квартиры в военном Петрограде 1915 года совершают кармические путешествия в Египет, Сирию – в поисках новых слов, новой веры, новых богов. Эхнатон, муж Нефертити, фараон, религиозный реформатор, предлагает Солнцу лепить слова и рождать новую речь. Душа Эхнатона передает свой поцелуй душе Хлебникова...

Все это поэтичное камлание; если его и экранизировать, то именно совмещением анимации и игры, как это делает Ирина Евтеева. Ее метод – покадрово раскрашивать снятое на камеру изображение. Все это делается вручную, компьютер режиссер считает неподходящим инструментом.

Получается ожившая картина в такой же надуманной, вымышленной и невероятно притягательной манере, какой наполнена культура того времени. Но пока журналисты увидели только наброски и египтян под софитами – что, впрочем, уже само по себе выразительно. Вроде удивляться на съемочной площадке таким вещам не приходится, но все-таки с непривычки получаешь культурный шок, увидев, как древние египтяне расположились посреди павильона номер один – между проводами и стремянками.

– Ка, Эхнатон, отодвиньтесь! – кричит режиссер на египтян. – Жрецы и Нефертити – приготовьтесь! А теперь поднимите руки... Ну это же Египет, Эхнатон, – нужно повернуться не в три четверти, а в профиль.

Фараон с супругой и их приближенные послушно принимают неудобные позы. Легче рабам – те вольготно лежат на матах перед царственными особами.

Позже – перерыв на обед. Я подхожу к одному из царедворцев, терпеливо стоящему в очереди, чтоб получить суп с фрикадельками и свинину с рисом. На челе у него – царский священный змей-урей, а в руках – пластиковая тарелка.

– Меня зовут Ян Нам. Вообще я артист балета, играл в театре Леонида Якобсона. С Ириной Евтеевой мы уже работали – в «Арвентуре» я играл китайского императора. Здесь снимаюсь в роли Ка, но сейчас я – жрец. Очевидно, типаж подходящий.

И точно: «Ка, – пишет Хлебников, – был боек, миловиден, смугол, нежен; большие чахоточные глаза византийского бога и брови, точно сделанные из одних узких точек, были у него на лице египтянина».

Поев, возвращаются на свои места и принимают те же позы. Хореографом проекта выступает заслуженный артист РФ Владимир Аджамов (он же исполняет здесь роль Аменофиса).

– Я бы не назвал это хореографией, – говорит он нам. – «Творения» – не балет. Это рисованный фильм, в основе живопись Ирины. Я использую ее рисунки, наброски. По ним стараюсь из тел актеров вылепить то же самое, оживить. Моя задача в том, чтобы это было естественно, зримо и тоже воспринималось, как картина. Ни у кого больше я не видел подобных приемов. Впрочем, это не первый фильм, который мы делаем с Ириной. Мы начинали с «Демона» в 2004 году.

Как и любому хореографу, мне хочется добавить больше движения – а их, наоборот, надо убирать. Это иногда раздражает. Но моя задача не раздражаться, а соединиться в нашем общем деле. Съемки пришлось начать в декабре, неожиданно, и времени у нас безумно мало – пять дней.

У нас есть некие общие представления о Египте. Это очень графическая культура, мне очень хотелось, чтобы это и выглядело, как графика, как прорисовка. Хотя я считаю, что естественные движения человека во всех культурах – едины. Египет ли тут, русский ли танец я ставлю, испанский ли – основа всегда одна. В сценах в Петрограде другая стилистика. Тут вообще все очень разное, мы работаем на контрастах. Египет – только одна из тем. Главное – что и страшные, и легкие сцены будут удивительно красивыми.


Надел костюм и стал Поэтом

– Владимир Аджамов придирчиво относится к артистам, выстраивает скрупулезно каждый поворот, – говорит исполнитель главной роли Владимир Кошевой (Раскольников из последней экранизации «Преступления и наказания», главный герой в «Арвентуре»). – Мы искали и придумывали подходящие позы, движения поэта. И когда происходит соединение движения, костюма, грима, света – получается таинство кино.

Сам Кошевой вышел к журналистам в образе: в пижаме и халате. Вид у него был, как у только что проснувшегося человека. С первого взгляда он походил скорее на Ивана Бездомного, изъятого из психиатрической палаты. Но если присмотреться, была в его глазах и хлебниковская страдальческая прозрачность.

– Я не похож на Хлебникова. Портретного сходства нет – я играю просто Поэта. Как вошел в роль? Надел костюм и стал Поэтом. Есть такая поза на одной ноге – я в ней похож практически на птицу, на ласточку... – стал по-гамлетовски притворно заговариваться Кошевой. Потом помрачнел:

– Это не шутки. У Хлебникова очень страшная судьба. Он перед смертью лишился ног. И я тоже повредил ногу недавно на спектакле. Что-то происходит там, в мире идей, а мы, актеры, – проводники. Я иногда очень хорошо чувствую, что это уже не я. Вот это я с вами сейчас разговариваю, пытаюсь формулировать, несу какие-то благоглупости. Ничего умного я точно не скажу. Но какую-то энергетику я буду транслировать...

Для меня важны ритмы Хлебникова. Это птичий язык, такое баловство: цик, цок, цок. Очень по-русски, очень широко. Это такая оппозиция хорошему тону, буржуазному поведению. Без фантазии это понять невозможно...

Мы сняли уже сцену в петроградской квартире Поэта. Раннее утро, весна или лето – любое время, когда хочется жить и любить. Ветка дерева бьется в окно, и тебе просыпаться не хочется, и целый долгий-долгий день впереди. Знаете это чувство?

– В декабре его отыскать в себе, наверное, особенно сложно, – сказали мы.

– Нет, мне под софитами хорошо было, тепло.

– Футуристические поиски столетней давности, по-вашему, актуальны сегодня?

– К сожалению или к счастью – да. Футуризм – это подходящая оппозиция сегодняшнему буржуазному, правильному, вылизанному строю. Хлебников – яркий представитель этой оппозиции.

– А сегодня есть подобные ему?

– Может, таким был Лимонов в 1970-е. Но сегодня такого хулигана, за которым хотелось бы следить, – нет.

Давай лепить слова

– Мы снимаем сейчас заготовки к тому, что будет на экране только через два года, – рассказала Ирина Евтеева. – Процесс очень тяжелый для меня и для всей группы – мы за пять дней, без подготовки, должны снять огромный объем. За три дня мы сделали две трети картины. Осталось еще полтора.

80 минут «Арвентура» мы сняли за 9 дней. Потом 3 года рисовали вручную, кадр за кадром. Здесь нам надо 40 минут снять за 5 дней – и потом рисовать года два. Бюджет, к сожалению, очень мал, и времени невероятно мало.

– Почему вы решили обратиться именно к Хлебникову?

– Меня всегда интересует начало прошлого века. Я очень люблю ту поэзию и живопись, импрессионистов, мирискусников. А сам Хлебников – невероятная фигура. Он был легким, романтичным человеком. Как он сам себя называл – «Гуль-мулла», «Цветочный мулла». Поэму «Ка» он написал в 1915-м, во время войны – незадолго до того, как его призвали на фронт. Ему пришлось лечь в сумасшедший дом, чтобы не быть убитым. Вместо подушки его наволочка была набита рукописями его стихов.

И Хлебников, как Эхнатон, сам творил новый язык, новый стих, заумь, которыми пользовались Маяковский, Чуковский, Пастернак... Я делаю картину, чтобы его стихи и сегодня не были потеряны. И шире – это признание в любви той русской художественной среде, которая воспитала нас. Это то, чем я занимаюсь всю жизнь. Про реальность и быт я не снимаю картин.

Египтяне меж тем на площадке продолжали принимать пластические позы.

– Я бог богов, – раздались в записи хлебниковские строки. – Так величали меня люди-ромету; и точно, как простых рабочих, уволил я Озириса, Гатор, Себека и всех богов. Разжаловал, как наместников-рабису. О солнце, Ра Атэн. Давай лепить слова, понятные для пахаря. В начале было слово...

О Нефертити, помогай! И вы, чужеземцы, несите в ваши времена мою речь.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5621) от 14.01.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.