Образ Чайковского в монументальном искусстве Петербурга обсудили за «круглым столом»

Первым событием, отмечающим 180-летие со дня рождения знаменитого композитора, стал «круглый стол» «Петр Ильич Чайковский в монументальном искусстве Петербурга». Его итоги оказались неожиданными.

Образ Чайковского в монументальном искусстве Петербурга обсудили за «круглым столом» |

История попыток установить памятник Чайковскому отсчитывается с 1989 года. Тогда был проведен конкурс, в котором победил Михаил Аникушин. Впрочем, известны фотографии, которые датируют аникушинские эскизы памятника композитору 1985 годом. Но тогда место для памятника не удалось выбрать, хотя шли разговоры про Театральную площадь. В последние годы это место обсуждалось наравне с площадкой у портика Руска, фактически на Невском проспекте. Эскизы для этого места создавали петербуржец Алексей Архипов - сидящая фигура и москвич Илья Дюков - стоящий композитор.

Но в прошлом году городские власти при поддержке Мариинского театра объявили о проведении открытого международного конкурса на памятник Чайковскому с целью установить монумент на небольшой площади перед Концертным залом Мариинского театра. Сейчас пять финалистов продолжают работу над эскизными проектами. Памятник Чайковскому будет установлен на средства из городского бюджета, поскольку композитор включен в список семнадцати выдающихся личностей, удостоенных такой чести.

Предваряя разговор, Борис Березовский, руководитель Филармонического общества Петербурга, модератор дискуссии, подчеркнул: речь не идет о том, чтобы остановить работу над памятником перед Концертным залом Мариинского театра. Чайковский - единственный композитор в мире, который постоянно исполняется целиком - ставятся его оперы и балеты, звучат симфонии, концерты и т. д. И не грех установить ему еще один памятник, а именно - вернуться к площадке у портика Руска. Главный русский композитор должен находиться на главном проспекте Петербурга. По словам Березовского, эту идею поддерживают приглашенные на «круглый стол» Константин Сухенко, председатель комитета по культуре, Владимир Яковлев, советник губернатора, и Николай Буров, член Общественной палаты Петербурга. Они не смогли прийти на «круглый стол» из-за похорон Вадима Знаменова, президента ГМЗ «Петергоф».

В ходе обсуждения только Григорий Ястребенецкий, старейшина петербургского скульптурного цеха, выразил сомнение в целесообразности установки двух Чайковских. Остальные участники «круглого стола», среди которых преобладали скульпторы, принялись предлагать и другие места - площадь Искусств, Михайловский сад, улица Чайковского, двор Капеллы...

По мнению Владимира Попова, президента Санкт-Петербургского союза архитекторов, лучшее место для Чайковского у портика Руска, а технические проблемы, связанные с существованием наклонного хода метрополитена, решаемы. (Заметим в скобках, что юридические сложности преодолимы, хотя это сделать непросто.) Единственное, с чем согласились все участники обсуждения, потребуется еще один конкурс эскизных проектов, теперь для Невского проспекта. Что касается финансирования установки памятника, то мнения разделились: одни считают, что государство неплохо зарабатывает на Чайковском и может оплатить установку двух памятников. Другие больше надеются на меценатов и спонсоров. Только в сбор средств по народной подписке никто не верит.

Текст письма по итогам «круглого стола» будет отредактирован и отправлен городским властям. Но его основная мысль ясна: надо поставить еще один памятник Чайковскому. На Невском проспекте.

#Чайковский #монументы #круглый стол #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (6635) от 02.03.2020 под заголовком «Чайковского много не бывает».


Комментарии