2Vtzqv4Hz9U

Чайковский - на пятерку. Определены лучшие эскизы памятника композитору в Петербурге

После многочасовых обсуждений названы пять участников второго тура конкурса на проект памятника Чайковскому на площади перед Концертным залом Мариинского театра. Международное жюри остановило свой выбор на эскизах Николая Анциферова, Виктора Гаврилова, Анастасии Лужиной, Екатерины Пильниковой и Евгения Тумия.

Чайковский - на пятерку. Определены лучшие эскизы памятника композитору в Петербурге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Всего было подано 93 эскиза из России и еще пяти стран. Проект Тумия - стоящий Чайковский оперся на тонкую трость «в минуту размышлений». Анциферов предложил сидящего композитора на фоне восьмиколонного портика. Пильникова выбрала местом для установки памятника дирижирующему Чайковскому часть существующего амфитеатра, что позволит сохранить площадь для летних концертов. У Лужиной композитор тоже дирижирует, его импрессионистическая фигура напоминает работы Паоло Трубецкого.

Работа Гаврилова получила неофициальное имя «Голова». Она собрана из расположенных по горизонтали металлических листов, «нанизанных» на вертикальную ось. В некоторых ракурсах изображение исчезает. Судя по книге отзывов на выставке проектов, эта работа получила бы приз зрительских симпатий.

Если говорить обо всех работах, то преобладали изображения Чайковского, сидящего в кресле «в моменты раздумий и вдохновения», иногда с партитурой в руках или за роялем, а также энергично дирижирующего своими сочинениями. Высота сидящей фигуры примерно 2,5 метра, дирижирующей - порядка трех метров. Часто проекты напоминали известный памятник композитору работы Веры Мухиной, установленный у здания Московской консерватории.

Один автор вознес Чайковского на пьедестал, по окружности которого расположились скульптурные изображения балерин, и окружил его водой, читай: «Лебединым озером». Другой поместил композитора в ореол славы и окружил фигурами девушек, символизирующих времена года. Третий предложил установить за монументом столбы с нотным станом, чтобы получилось похоже на стволы берез...

Поступили эскизы с идеей разместить за спиной композитора набор музыкальных инструментов (симфонических и джазовых); вознести композитора в облака, поддерживаемые античными колоннами. Или усадить его на существующий амфитеатр, а центральную площадку «оснастить» гибкими металлическими шестами, на которых «танцуют» на ветру балерины. Один из участников конкурса убежден, что если Чайковский идет вниз по плоскости, наклоненной к горизонту под 37 градусов, то он делает «шаг в вечность».

Немногие авторы рискнули отказаться от скульптурного изображения композитора. На конкурс был подан эскиз из проволоки под названием «Застывшая музыка». А также проект интерактивного светомузыкального фонтана, где можно послушать музыку Чайковского и самому что-нибудь сыграть. В этом случае портрет композитора предложено нарисовать на брандмауэре соседнего дома.

Подводя итоги первого тура, маэстро Валерий Гергиев отметил, что конкурс стал поводом для разговора о создании новой площади в контексте исторического центра Петербурга. Она может быть названа именем Чайковского.

С ним согласился Владимир Григорьев, главный архитектор Петербурга: «Это должен быть памятник, установленный в историческом месте, но такой, чтобы было видно, что он создан в XXI веке. КГА обратится в Топонимическую комиссию с предложением рассмотреть вопрос об имени площади».

В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Григорьев уточнил, что невозможно увеличить площадь, впритык к ней находится стадион Университета имени П. Ф. Лесгафта. Но после завершения строительства комплекса Концертного зала можно будет подумать о создании пешеходного пространства от него до улицы Писарева.

Победитель конкурса должен быть назван в середине апреля 2020 года. Установить памятник на средства из городского бюджета предполагается в том же году, когда Чайковскому исполнится 180 лет.

#памятник #композитор #музыка #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (6596) от 25.12.2019 под заголовком «Чайковский - на пятерку».


Комментарии