Час мужества пробил музыкальной весной

На отзвуках праздника Победы открылся 51-й фестиваль современной музыки «Петербургская музыкальная весна», и первые же премьеры отразили главную тему сегодняшнего дня – тему войны и мира.

Час мужества пробил музыкальной весной |

Программа, которую 11 мая в Большом зале Филармонии представил петербургский ГАСО под управлением Александра Титова, получила название «Голоса Петербурга», хотя вокальная музыка исполнялась только во втором отделении. Дело в том, что открывавший концерт новый оркестровый опус Вячеслава Наговицина подразумевает параллели с исконно вокальным жанром. Пьеса под названием «Голоса» имеет несколько парадоксальное авторское жанровое обозначение «симфонический мотет». Как подчеркивает композитор, от мотета он заимствовал идею построения композиции из цепи контрастных звеньев. Пять эпизодов-звеньев контрастны не только по настроению, но и по стилю – от жесткой экспрессии («Диспут глухих и апофеоз войны») и минимализма («Монологи и диалоги») – к финальному очищению благостным звучанием хорала струнных и голосами птиц («Возвращение в будущее»). Как сказано в авторском комментарии Наговицина, в стремительно меняющемся мире, полном жестокости, «... среди множества голосов мы всегда должны слышать главный голос – внутренний голос человека, голос его совести.

Концерт-открытие стал данью памяти замечательному ленинградскому композитору Вениамину Баснеру. В честь 90-летия автора в Филармонии прозвучал Виолончельный концерт, сочинение 1981 года. Несмотря на внушительный диапазон различных стилистических черт, яркие тембровые решения и виртуозную партию виолончели, с блеском исполненную Алексеем Массарским, концерт не позволил забыть о том, что Баснер известен и любим огромной аудиторией прежде всего как гениальный песенник, автор пронзительных песен о Великой Отечественной войне.

Новые песни о войне зазвучали во втором отделении концерта. Оратория Сергея Слонимского «Час мужества» стала приношением композитора родному городу в праздник Победы. Поэтической основой оратории послужил цикл стихов Анны Ахматовой «Ветер войны». Уже хоровой эпиграф первой части («Клятва») захватил своей чистотой и твердостью, особенно в воодушевленном звучании молодых голосов хора студентов Консерватории (художественный руководитель В. В. Успенский, хормейстер А. А. Максимов). Из темы марша-гимна вырастает конфликтная симфоническая картина – «увертюра» оратории. Фанфарная тема трижды пронзает музыкальную ткань произведения, возвещая ключевые хоровые марши («Клятва», «Час мужества», «Освобождение от блокады»). В 12-частном цикле выдерживается гармоничное равновесие между интонационными планами. С одной стороны – вольные песенные мелодии, напоминающие о музыке военной поры и придающие оратории почти документальную достоверность, энергию подлинности. Рядом – эпизоды с напряженной, «угловатой» мелодией («Пустыри»), аскетичная полифония, передающая оцепенение ужаса («Первый залп по Ленинграду»), изысканное многоголосие хора a cappella («Статуя «Ночь» в Летнем саду») и глубокий лиризм песенно-романсовых оборотов в сольных частях.

Меццо-сопрано в оратории выступает как символ скорби и утешения, в традициях русской классики кантатно-ораториального жанра – произведений Чайковского, Шапорина, Прокофьева... В вокальной партии велика роль «колыбельных» интонаций, хотя и в эту линию проникает драматизм – трагической кульминацией здесь становится 8-я часть («Смерть»). Участие Олеси Петровой необыкновенно украсило исполнение, ведь кроме богатства тембра и вокального мастерства Олеся обладает удивительной способностью передавать чувства просто и глубоко. Порадовало и то, что ахматовский текст, особенно в хоровых гимнах, был донесен до слушателей практически без потерь. Ораторию Слонимского отличает предельная лаконичность – не раз хотелось продлить звучание номера, но строгий авторский замысел в согласии с «мощной простотой» поэзии Ахматовой не допускал лишних повторов слов и мелодического самолюбования.

Первое же исполнение оратории внушает веру в то, что «Час мужества» Слонимского станет репертуарным произведением, подобно его хоровому концерту «Тихий Дон», также проникнутому антивоенной тематикой. Теперь памятник героям Ленинградской блокады воздвигнут и в кантатно-ораториальном жанре, чего, кажется, до сих пор не было...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5459) от 18.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?