Главная городская газета

Час мужества пробил музыкальной весной

  • 18.05.2015
  • Анастасия Мурсалова
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Петербурге увековечили Пак Кённи

Пять лет назад в Сеуле открыли памятник Пушкину. Теперь в парке скульптур СПбГУ появился памятник корейской писательнице.  О культурных связях России и Южной Кореи – в нашем репортаже. Читать полностью

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью
Час мужества пробил музыкальной весной |

На отзвуках праздника Победы открылся 51-й фестиваль современной музыки «Петербургская музыкальная весна», и первые же премьеры отразили главную тему сегодняшнего дня – тему войны и мира.

Программа, которую 11 мая в Большом зале Филармонии представил петербургский ГАСО под управлением Александра Титова, получила название «Голоса Петербурга», хотя вокальная музыка исполнялась только во втором отделении. Дело в том, что открывавший концерт новый оркестровый опус Вячеслава Наговицина подразумевает параллели с исконно вокальным жанром. Пьеса под названием «Голоса» имеет несколько парадоксальное авторское жанровое обозначение «симфонический мотет». Как подчеркивает композитор, от мотета он заимствовал идею построения композиции из цепи контрастных звеньев. Пять эпизодов-звеньев контрастны не только по настроению, но и по стилю – от жесткой экспрессии («Диспут глухих и апофеоз войны») и минимализма («Монологи и диалоги») – к финальному очищению благостным звучанием хорала струнных и голосами птиц («Возвращение в будущее»). Как сказано в авторском комментарии Наговицина, в стремительно меняющемся мире, полном жестокости, «... среди множества голосов мы всегда должны слышать главный голос – внутренний голос человека, голос его совести.

Концерт-открытие стал данью памяти замечательному ленинградскому композитору Вениамину Баснеру. В честь 90-летия автора в Филармонии прозвучал Виолончельный концерт, сочинение 1981 года. Несмотря на внушительный диапазон различных стилистических черт, яркие тембровые решения и виртуозную партию виолончели, с блеском исполненную Алексеем Массарским, концерт не позволил забыть о том, что Баснер известен и любим огромной аудиторией прежде всего как гениальный песенник, автор пронзительных песен о Великой Отечественной войне.

Новые песни о войне зазвучали во втором отделении концерта. Оратория Сергея Слонимского «Час мужества» стала приношением композитора родному городу в праздник Победы. Поэтической основой оратории послужил цикл стихов Анны Ахматовой «Ветер войны». Уже хоровой эпиграф первой части («Клятва») захватил своей чистотой и твердостью, особенно в воодушевленном звучании молодых голосов хора студентов Консерватории (художественный руководитель В. В. Успенский, хормейстер А. А. Максимов). Из темы марша-гимна вырастает конфликтная симфоническая картина – «увертюра» оратории. Фанфарная тема трижды пронзает музыкальную ткань произведения, возвещая ключевые хоровые марши («Клятва», «Час мужества», «Освобождение от блокады»). В 12-частном цикле выдерживается гармоничное равновесие между интонационными планами. С одной стороны – вольные песенные мелодии, напоминающие о музыке военной поры и придающие оратории почти документальную достоверность, энергию подлинности. Рядом – эпизоды с напряженной, «угловатой» мелодией («Пустыри»), аскетичная полифония, передающая оцепенение ужаса («Первый залп по Ленинграду»), изысканное многоголосие хора a cappella («Статуя «Ночь» в Летнем саду») и глубокий лиризм песенно-романсовых оборотов в сольных частях.

Меццо-сопрано в оратории выступает как символ скорби и утешения, в традициях русской классики кантатно-ораториального жанра – произведений Чайковского, Шапорина, Прокофьева... В вокальной партии велика роль «колыбельных» интонаций, хотя и в эту линию проникает драматизм – трагической кульминацией здесь становится 8-я часть («Смерть»). Участие Олеси Петровой необыкновенно украсило исполнение, ведь кроме богатства тембра и вокального мастерства Олеся обладает удивительной способностью передавать чувства просто и глубоко. Порадовало и то, что ахматовский текст, особенно в хоровых гимнах, был донесен до слушателей практически без потерь. Ораторию Слонимского отличает предельная лаконичность – не раз хотелось продлить звучание номера, но строгий авторский замысел в согласии с «мощной простотой» поэзии Ахматовой не допускал лишних повторов слов и мелодического самолюбования.

Первое же исполнение оратории внушает веру в то, что «Час мужества» Слонимского станет репертуарным произведением, подобно его хоровому концерту «Тихий Дон», также проникнутому антивоенной тематикой. Теперь памятник героям Ленинградской блокады воздвигнут и в кантатно-ораториальном жанре, чего, кажется, до сих пор не было...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook