Час мужества пробил музыкальной весной

На отзвуках праздника Победы открылся 51-й фестиваль современной музыки «Петербургская музыкальная весна», и первые же премьеры отразили главную тему сегодняшнего дня – тему войны и мира.

Час мужества пробил музыкальной весной |

Программа, которую 11 мая в Большом зале Филармонии представил петербургский ГАСО под управлением Александра Титова, получила название «Голоса Петербурга», хотя вокальная музыка исполнялась только во втором отделении. Дело в том, что открывавший концерт новый оркестровый опус Вячеслава Наговицина подразумевает параллели с исконно вокальным жанром. Пьеса под названием «Голоса» имеет несколько парадоксальное авторское жанровое обозначение «симфонический мотет». Как подчеркивает композитор, от мотета он заимствовал идею построения композиции из цепи контрастных звеньев. Пять эпизодов-звеньев контрастны не только по настроению, но и по стилю – от жесткой экспрессии («Диспут глухих и апофеоз войны») и минимализма («Монологи и диалоги») – к финальному очищению благостным звучанием хорала струнных и голосами птиц («Возвращение в будущее»). Как сказано в авторском комментарии Наговицина, в стремительно меняющемся мире, полном жестокости, «... среди множества голосов мы всегда должны слышать главный голос – внутренний голос человека, голос его совести.

Концерт-открытие стал данью памяти замечательному ленинградскому композитору Вениамину Баснеру. В честь 90-летия автора в Филармонии прозвучал Виолончельный концерт, сочинение 1981 года. Несмотря на внушительный диапазон различных стилистических черт, яркие тембровые решения и виртуозную партию виолончели, с блеском исполненную Алексеем Массарским, концерт не позволил забыть о том, что Баснер известен и любим огромной аудиторией прежде всего как гениальный песенник, автор пронзительных песен о Великой Отечественной войне.

Новые песни о войне зазвучали во втором отделении концерта. Оратория Сергея Слонимского «Час мужества» стала приношением композитора родному городу в праздник Победы. Поэтической основой оратории послужил цикл стихов Анны Ахматовой «Ветер войны». Уже хоровой эпиграф первой части («Клятва») захватил своей чистотой и твердостью, особенно в воодушевленном звучании молодых голосов хора студентов Консерватории (художественный руководитель В. В. Успенский, хормейстер А. А. Максимов). Из темы марша-гимна вырастает конфликтная симфоническая картина – «увертюра» оратории. Фанфарная тема трижды пронзает музыкальную ткань произведения, возвещая ключевые хоровые марши («Клятва», «Час мужества», «Освобождение от блокады»). В 12-частном цикле выдерживается гармоничное равновесие между интонационными планами. С одной стороны – вольные песенные мелодии, напоминающие о музыке военной поры и придающие оратории почти документальную достоверность, энергию подлинности. Рядом – эпизоды с напряженной, «угловатой» мелодией («Пустыри»), аскетичная полифония, передающая оцепенение ужаса («Первый залп по Ленинграду»), изысканное многоголосие хора a cappella («Статуя «Ночь» в Летнем саду») и глубокий лиризм песенно-романсовых оборотов в сольных частях.

Меццо-сопрано в оратории выступает как символ скорби и утешения, в традициях русской классики кантатно-ораториального жанра – произведений Чайковского, Шапорина, Прокофьева... В вокальной партии велика роль «колыбельных» интонаций, хотя и в эту линию проникает драматизм – трагической кульминацией здесь становится 8-я часть («Смерть»). Участие Олеси Петровой необыкновенно украсило исполнение, ведь кроме богатства тембра и вокального мастерства Олеся обладает удивительной способностью передавать чувства просто и глубоко. Порадовало и то, что ахматовский текст, особенно в хоровых гимнах, был донесен до слушателей практически без потерь. Ораторию Слонимского отличает предельная лаконичность – не раз хотелось продлить звучание номера, но строгий авторский замысел в согласии с «мощной простотой» поэзии Ахматовой не допускал лишних повторов слов и мелодического самолюбования.

Первое же исполнение оратории внушает веру в то, что «Час мужества» Слонимского станет репертуарным произведением, подобно его хоровому концерту «Тихий Дон», также проникнутому антивоенной тематикой. Теперь памятник героям Ленинградской блокады воздвигнут и в кантатно-ораториальном жанре, чего, кажется, до сих пор не было...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5459) от 18.05.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.