Чары русского авангарда

К петербургским адресам, связанным с авангардом начала прошлого века, прибавился еще один: Университетская набережная, дом 17, квартира № 5. В Мраморном дворце Русского музея до 14 ноября можно побывать в этой легендарной квартире, где в 1915 - 1925 годах под предводительством искусствоведа Николая Пунина творилось новое искусство.

Чары русского авангарда  | Портреты композитора Артура Лурье кисти Петра Митурича (слева) и Льва Бруни.<br>ФОТО автора

Портреты композитора Артура Лурье кисти Петра Митурича (слева) и Льва Бруни.
ФОТО автора

Каждый четверг в течение десяти лет здесь собирались молодые художники, поэты, критики, музыканты. Они объединились в некое сообщество, которое, с легкой руки Пунина, получило название «Квартира № 5».

- Выставку «Квартира № 5. К истории петроградского авангарда. 1915 - 1925» мы делали со страстью, - говорят кураторы Ирина Карасик и Наталья Козырева. - Она, в сущности, очень проста: история о творческой молодежи Петрограда, чье становление пришлось на очень непростые годы для России. В нее как бы встроены маленькие монографические выставки - о каждом из 14 наших героев.

Имена многих давно и хорошо известны - Петр Митурич, Натан Альтман, Николай Тырса. Других художников многие откроют для себя благодаря выставке: хозяин квартиры Лев Бруни, в жилах которого, как шутили коллеги, текла акварель вместо крови, Петр Громов, Святослав Нагубников, Ростислав Воинов. Учителями своими они избрали Владимира Татлина и Велимира Хлебникова. А идеологом «квартиры» был искусствовед Николай Пунин. Выпускник знаменитой царскосельской гимназии и Университета, он несколько лет проработал в журнале «Аполлон», но затем счел «Мир искусства» с его эстетством и стремлением к красоте устаревшим и встал на сторону футуризма. Как говорит Ирина Карасик, «квартиру № 5» мы видим его глазами:

- Вся экспозиция словно прошита высказываниями Николая Николаевича Пунина о художниках «квартиры» и об их мировоззрении из его мемуаров и критических статей. Если бы не Пунин, вряд ли это творческое объединение дошло бы до будущего и уж совершенно точно не заняло бы такого места в истории авангарда.

Вот он - на знаменитом портрете кисти Казимира Малевича встречает всех, кто пришел на выставку. Художник изобразил Пунина во вполне реалистической манере в профиль, в супрематическом костюме, напоминающем моду эпохи Ренессанса. Малевич, который гремел в те годы, так и не стал кумиром «квартирантов». Они предпочли противостоящего ему Владимира Татлина. Малевич делал упор на цвете и форме, Татлин превозносил предмет. Однажды он вышиб из-под Малевича стул и предложил ему посидеть «на цвете и форме».

- Малевич олицетворял космос, идеи. Татлин - землю, материал, - говорят кураторы.

Участники «Квартиры № 5» выбрали землю. Татлин был убежден в том, что художник должен не изображать предмет, а превращать сам предмет в произведение искусства. Эта его идея была созвучна исканиям дадаистов. Примерно в то время Марсель Дюшан предпринял попытку возвести в ранг искусства такой прозаический утилитарный предмет, как писсуар.

В 1960-е идею подхватили художники поп-арта. Роберт Раушенберг тогда декларировал: «Современное искусство не сидит на своей заднице в музее, а делает что-то другое». Не правда ли, похоже на лозунг Владимира Татлина: «Ни к старому, ни к новому, а к нужному»? На выставке есть несколько знаменитых татлинских «контррельефов». Эти объемные композиции из металлических конструкций, деревянных плоскостей, стекла и штукатурки, потрясли «квартирантов». Они почти забыли о живописи и, как вспоминал Пунин, «потели над конструированием пространственных моделей».

К сожалению, работы «квартирантов» в этой манере, отразившиеся потом в стиле конструктивизм - в архитектуре, дизайне костюма, сценографии, - почти не сохранились. На выставке есть лишь фотографии и реконструкции подобных опытов. Например, опыты Петра Митурича в этом направлении реконструировал по фотографиям и эскизам много позднее его сын Май.

В основном же нам показывают их рисунки - надо признать, виртуозные и очень часто реалистические. Тот же Митурич, который дружил с поэтом Велимиром Хлебниковым (и затем даже женился на его сестре Вере), представлен рисунками известного «санталовского» цикла. Здесь есть и карандашный портрет Хлебникова, и его изображение на смертном одре. «Велимир ушел с земли в 9 часов 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новгородской губернии Крестецкого уезда, - записал Петр Митурич в дневнике. - Сделал портрет с мертвого...» Хлебников оставил ему две наволочки, набитые стихами, иллюстрации ко многим делал Митурич. Рисунки к «Степану Разину», показанные на выставке, напоминают сложные, закручивающиеся в спираль и наполненные бешеной энергией узоры из букв. В витрине - кубики: «Азбука Хлебникова», реконструированная Маем Митуричем. Стихи Хлебникова, как и музыка композитора Артура Лурье (тоже входившего в круг «Квартиры № 5») и многие работы художников русского авангарда не всегда понятны с первого взгляда и могут показаться заумными. Не надо бояться этого. Как написал однажды Хлебников, «...чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5788) от 15.09.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.