Главная городская газета

Бывает, истина рождается из криков

  • 26.03.2015
  • Михаил Пиотровский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Бывает, истина рождается из криков |

В последнее время мы наблюдаем примеры победы здравого смысла в сфере культуры. На Большой Морской демонтирована фигура Гулливера, нелепо выглядевшая в центре города в нескольких шагах от Дворцовой площади.

Кажется, определилась давно и бурно обсуждавшаяся судьба Конюшенного ведомства. Решено не застраивать там внутренние пространства. Возникает вопрос: что делать дальше? Здание рушится, а оно должно использоваться и приносить деньги. Есть проект: отель, а на месте снесенных внутренних корпусов павильоны, предназначенные для общегородских целей. Идея здравая, но она нарушает некоторые правила. Как бывает в подобных случаях, выбор непростой.

Недавно в Москве в Общественной палате проходил музейный «круглый стол». Мы говорили о наших проблемах, о роли музеев в государственной культурной политике. Главное, о чем шла речь: творческая автономия музейных учреждений – свобода принятия ими решений. Музей – роскошь, доступная всем. Но это территория, у которой есть особые права, они должны учитываться. Обсуждались конкретные вещи. Одна из них – ситуация с крымским музеем-заповедником «Херсонес Таврический».

По решению местных властей вместе с другими объектами он был включен в создаваемый туристический кластер. Херсонесский заповедник – объект федерального значения, он находится под охраной ЮНЕСКО и не должен терять автономность. Туризм надо развивать, не нанося вред музеям. На «круглом столе» мы приняли по этому поводу специальный документ.

Здравый смысл победил. Мэр Симферополя изменил свое постановление, исключив Херсонес из списка объектов туристического кластера. По совету профессиональной общественности создан Восточно-крымский заповедник, ему переданы некоторые археологические памятники. Это защитит их от варварских раскопок, от притязаний девелоперов, которые способны все уничтожить. На Крымском полуострове много археологических памятников, их надо раскопать, музеефицировать. Они привлекательны для познавательного, а не только патриотического туризма, что вполне укладывается в планы развития территории.

Еще одна победа здравого смысла – в Новосибирске суд не стал преследовать создателей новой постановки оперы Вагнера «Тангейзер». Их обвиняли в публичном осквернении религиозных символов.

У искусства не только своя территория, но и свой язык. Сложный вопрос: что для этого языка допустимо, что нет.

На президентском Совете по культуре обсуждалась ситуация с постановкой «Тангейзера». Мы говорили, что суды надо выигрывать, но этим проблема не решается. В Париже журнал «Шарли Эбдо» выиграл суд, тогда в ход пошли автоматы.

Судебное разбирательство в Новосибирске – повод для серьезной дискуссии в обществе о том, что является богохульством и кощунством, что нет. Это надо обсуждать, пусть даже с криками. Бывает, из криков рождается истина.

Урок для всех – страшные вещи, которые творятся на Ближнем Востоке. Там уничтожаются истоки нашей цивилизации. Один за другим разрушаются древние памятники. Нам дают понять – этой истории нет. Живущие на этой земле – мусульмане, а не арабы. Христианине, принимайте ислам или погибайте. Древняя скульптура арабского доисламского государства – знаменитые памятники – уничтожается сознательно.

Скульптура оскорбляет чувства верующих фанатиков. Они считают статуи идолами, которые надо разрушить. Это доведенное до предела проявление чувств верующих. Хотя на самом деле они разрушают музей, а не храм, где поклоняются идолам, куда приходят паломники.

В жизнеописании пророка Мухаммеда есть рассказ о том, как он пришел в дом к жене и увидел занавеси с изображением фигур. Он сказал, что не войдет в дом, где есть идолы. Мудрая женщина разрезала ткань и сшила из нее подушки. На подушках можно сидеть, это не идолы, им не поклоняются.

Надо думать, как нам дальше жить с законом об оскорблении религиозных чувств людей.

Музей – особая территория, где иконы и скульптура защищены от иконоборчества. Окружающий мир сложен. Музеи приучают к этой сложности и дают возможность получать от нее удовольствие.

Эрмитаж представляет картину мира, показывая выставки, рассказывающие о христианском Востоке, об исламе. На очереди большая выставка, посвященная буддизму. Начало прошлого века ознаменовалось приходом этой религии в Петроград. Тогда была знаменитая буддистская выставка, вышло много книг, открылся буддийский храм. Великая религия пришла в наш город, осела здесь и демонстрировала себя. В культурной жизни это было заметно. Даниил Хармс искал и находил вдохновение в буддийском храме.

Мы собираемся представить буддийское искусство, церемонии, события. Все так, что было при показе христианства и ислама.

Героем еще одной выставки станет Ибн Баттута – арабский путешественник, знаменитый персонаж в исламской культуре. Этот человек совершил путешествие по всему мусульманскому миру и описал то, что видел. Из дома в Марокко он отправился в Мекку, по дороге «застрял» в Каире, побывал в Средней Азии и в Золотой Орде. Никто так не описал Золотую Орду, как он.

Путешествие Ибн Баттута – блестящий образец того, каким был мусульманский мир. По нему можно было спокойно проехать, проходя таможни и меняя валюту. Торговые и культурные связи позволяли этому миру быть единым. Выставка покажет, как это единство выглядело. Сегодня вдруг стали включаться старые механизмы взаимоотношений между людьми. К примеру, счета мусульманских террористов арестовываются, и они вернулись к средневековой системе. Где-нибудь в Китае пишут записку, а в Нью-Йорке по ней выдают деньги. Как признают спецслужбы, это работает.

В исламе, как и других религиях – христианстве, иудаизме, запрещается брать проценты с долга. В средневековом мире решали проблему: с единоверца брать процент нельзя, с чужого можно. Поэтому иудеи давали в долг мусульманам, те христианам... Была придумана и схема кредитных отношений. Сделка оформлялась как сотрудничество, при котором делятся риски. Допустим, что-то продавалось по заранее завышенной цене. Система была рассчитана на партнерство.

Последний кризис произошел потому, что банки придумывали схемы и ни за что не несли ответственности. Из прошлого можно извлекать что-то полезное.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook