Быть на слуху. Неделя культуры и искусства глухих прошла в Петербурге

Можно и не догадываться, что у Барбры Стрейзанд или Жан-Клода Ван Дамма проблемы со слухом. Среди обладателей «Оскара» есть глухая актриса Марли Мэтлин – от нее глаз не оторвать. Почему назвать какую-нибудь российскую звезду с нарушением слуха затруднительно?

Быть на слуху. Неделя культуры и искусства глухих прошла в Петербурге | ФОТО Chris Young/FA Bobo/Pixell/PA/TASS

ФОТО Chris Young/FA Bobo/Pixell/PA/TASS

Не на равных

Представьте, что вы идете в театр на премьеру. А там говорят: «Извините, именно вам мы спектакль не покажем». В лучшем случае предложат другой – который, возможно, вам даром не нужен. Такая ситуация обычна «в мире глухих». Точнее, для глухих в «мире слышащих».

В России 600 государственных театров, существующих на деньги налогоплательщиков, в том числе неслышащих. Театров именно для глухих – три: московские Театр мимики и жеста и «Недослов» и наш Санкт-Петербургский театр глухих. Ни один из них не государственный, то есть системной господдержки нет.

Правда, есть поддержка периодическая. Московским помогает столичный департамент культуры, а среди организаторов прошедшей в Петербурге Недели (форум международный, четвертый по счету) – комитет по культуре.

В России – 13 млн людей с тем или иным нарушением слуха, это сопоставимо с населением некоторых стран. В Петербурге около 20 тыс. неслышащих, – такая статистика прозвучала на пресс-конференции в ТАСС.

Любой может оказаться в мире глухих: у слышащего могут быть глухие родители, у слышащих родителей ребенок может потерять слух – некоторые лекарства способны вызывать такое осложнение.

Валентина Гаврилова, зампред Удмуртского отделения Всероссийского общества глухих, говорит: в этом мире есть своя культура, свой язык, менталитет, есть свой спорт и театр, свои герои – но «большой мир» не знает об этом почти ничего.

Форум, с одной стороны – площадка для общения самих неслышащих.

Пока в стране таких площадок очень немного, – рассказывает директор союза всероссийских и ведущих организаций инвалидов «АбиАрт» Наталия Крель. – Мы должны пробиваться, доказывая, что люди с инвалидностью по слуху достаточно талантливы, чтобы выступать на крупных площадках. Приходится быть таким «ледоколом».

С другой – форум нужен, чтобы проблемы неслышащих были на слуху:

Культура – это все многообразие достижений человечества, – продолжает Наталия Крель. – И то, как воспринимаются достижения, транслируется в наших привычках, в законах. Но именно в культуре не хватает истинной инклюзии. Есть мероприятия, где появляются люди с инвалидностью, то иногда это немножко эксплуатация темы: чтобы пожалели. Не на равных.

Жесты доброй воли

Например, я не слышу, совсем, – рассказывает директор санатория «Маяк» Всероссийского общества глухих (ВОГ) Людмила Семушева. – Театр люблю, прихожу с переводчиком. Вот представьте себе: сцена, поют «Юнону» и «Авось». Смотрю на сцену – не вижу переводчика. Смотрю на переводчика – не вижу красоту, которая творится на сцене.

Неслышащие дети из московского коллектива «Ангелы надежды» обожают мюзиклы Детского музыкального театра юного актера. Худрук «Ангелов...» Елена Орлова вспоминает: чтобы детям не приходилось смотреть то на артистов, то на переводчика, договорились с театром делать бегущую строку. Вроде бы нетрудно. Но нужен отдельный человек, который будет регулировать движение строки: в нужные моменты ставить на паузу. И так в принципе должно быть в любом театре.

В этом году Всероссийскому обществу глухих исполняется 95 лет. Недавно новый президент ВОГ Станислав Иванов (к слову, чемпион Европы по волейболу среди глухих и слабослышащих) на приеме у министра культуры Ольги Любимовой поднял вопрос о поддержке творческих коллективов и центров для людей с нарушениями слуха.

Например, педагоги по жестам в «Ангелах надежды» получают зарплату только потому, что коллектив присоединен к Театру юного актера. В регионах педагоги в подобных коллективах, как правило, работают на энтузиазме. Иванов предложил, чтобы в штате ДК и культурных центров появились штатные единицы для таких преподавателей.

Министр дала поручения, – сообщает Елена Орлова. По ее словам, в творческих коллективах России занимаются около полумиллиона человек с нарушениями слуха.

В Петербурге упомянутым «ледоколом», который «пробивается», остается Театр глухих под руководством Владимира Бочарова.

В последнее время нас поддерживают в правительстве, есть проект «Театр без границ», который обеспечивает перевод спектаклей, – рассказывает он.

Но, во-первых, перевод должен быть адекватным. Плохой переводчик с иняза переврет смысл сказанного, в переводе жестовом тонкостей не меньше. Например, Владимир Бочаров говорит, что перевод в театральном деле – особое направление: нужно понимать и в языке, и в искусстве.

Во-вторых, даже если в каждом театре будет бегущая строка или переводчик, нужны и театры глухих, где артисты говорят на жестовом. Потому что, объясняет Людмила Семушева, никакой перевод не передаст вот это «Я тебя никогда не забуду» из «Юноны» и «Авось». Такое можно только спеть. Насколько завораживающе жестовое пение – знают все, кто хоть раз видел. У высококлассных неслышащих артистов жесты выверены почти как у балетных. Вообще жестовое пение – одна из главных визитных карточек «мира глухих», бренд, отдельное искусство.

Наталия Крель считает, что у сильных творческих коллективов неслышащих должны быть постоянные площадки – «чтобы не ждать, когда город позволит глухим показать себя». Постоянная площадка – это еще и трудовая занятость.

Если бы на городских праздниках предоставляли площадку таким коллективам, – предлагает Валентина Гаврилова еще один способ «популяризации». – Это достойно, красиво и качественно.

...Вообще-то многое уже движется в правильную сторону – тоже не всегда заметно для слышащих. Видеосвязь по смартфону в первую очередь пригодилась неслышащим. Как и информационные табло в транспорте. В службах такси появились неслышащие водители: если скажете на жестовом «спасибо» (в Интернете есть видео) – очень ободрите.

В целом, как говорит Наталия Крель, среда должна быть даже не доступной. «Она должна быть универсальной, единой – в которой всем хорошо».


#люди с ограниченными возможностями #форум #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6953) от 28.06.2021 под заголовком «Быть на слуху».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?