Главная городская газета

Былое, снегом заметенное

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Былое, снегом заметенное | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В особняке Румянцева Музея истории Петербурга открылась выставка «Самый человечный человек: Ленин - погружение в миф». Музей смело предоставил куратору «со стороны» свободу в выборе авторов (представлены 22 художника) и их произведений. Получился наглядный и жесткий социально-художественный опыт.

Как пояснил «Санкт-Петербургским ведомостям» Никита Сазонов, его проект не про «образ Ленина глазами современных художников». Строго говоря, выставка совсем не про вождя. Она про поколение художников, которым сейчас от 40 до 45, хорошо помнящих пионерское детство со всеми его трогательными атрибутами, а потом столкнувшихся с постсоветской реальностью. По словам Сазонова, выставка о том, «как мы сами к себе относимся».

Стержнем экспозиции стали фотографии театрального режиссера Павла Зобнина, с января 2018 года - главного режиссера томского ТЮЗа. Он поставил много спектаклей в разных городах России и везде, где бывал, фотографировал для себя памятники Ленину - с чайками, отдыхающими на руке, застывшей в революционном жесте; сильно пострадавшие от вандалов...

Ностальгические картинки, напоминающие о беспечном детстве, подхватывает Наталия Румянцева в серии картин «Ленин в январе». Она изобразила заснеженные памятники вождю на Большом проспекте Васильевского острова, в Ботаническом саду, у Финляндского вокзала. И снова это не про Ленина и нерасторопность дворников, а про время, безвозвратно ушедшее и закрытое сугробами. Точно так же объект Дмитрия Федина «Ленин на льду» с узнаваемой фигурой, идущей по тонкому стеклу, на самом деле про автора, выбравшего такую ненадежную профессию.

Другие работы подтверждают, что художникам трудно. «Митинг» Елизаветы Набоковой с Лениным в центре толпы выглядит упражнением в примитивизме. Триптих «Ленин ждет звонка» Сергея Пшизова - в кубизме. Картина «Горький. На дне» с белым бюстом писателя, стоящим среди акул, - как упражнение в сюрреализме. Рисунок Елизаветы Березиной «Между Сциллой и Харибдой» с изображениями Надежды Крупской и Инессы Арманд в виде прекрасных муз, а Ленина в виде античного философа - как пародия на неоакадемизм. Псевдогазетные страницы Дениса Вишницкого «Неизвестная лениниана» с байками про огромного снеговика «Ильич» и белугу «Ленин» представляются слабым подражанием Даниилу Хармсу.

Выясняется, что если принять кураторское «как к себе относимся», то художникам хватает самоиронии, но сильно недостает индивидуальности. И по-настоящему примитивистская картина неизвестного автора 1960-х годов «Ленин и дети» оказывается самым оригинальным и интересным произведением выставки.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook