Былое, снегом заметенное
В особняке Румянцева Музея истории Петербурга открылась выставка «Самый человечный человек: Ленин - погружение в миф». Музей смело предоставил куратору «со стороны» свободу в выборе авторов (представлены 22 художника) и их произведений. Получился наглядный и жесткий социально-художественный опыт.
ФОТО АВТОРА
Как пояснил «Санкт-Петербургским ведомостям» Никита Сазонов, его проект не про «образ Ленина глазами современных художников». Строго говоря, выставка совсем не про вождя. Она про поколение художников, которым сейчас от 40 до 45, хорошо помнящих пионерское детство со всеми его трогательными атрибутами, а потом столкнувшихся с постсоветской реальностью. По словам Сазонова, выставка о том, «как мы сами к себе относимся».
Стержнем экспозиции стали фотографии театрального режиссера Павла Зобнина, с января 2018 года - главного режиссера томского ТЮЗа. Он поставил много спектаклей в разных городах России и везде, где бывал, фотографировал для себя памятники Ленину - с чайками, отдыхающими на руке, застывшей в революционном жесте; сильно пострадавшие от вандалов...
Ностальгические картинки, напоминающие о беспечном детстве, подхватывает Наталия Румянцева в серии картин «Ленин в январе». Она изобразила заснеженные памятники вождю на Большом проспекте Васильевского острова, в Ботаническом саду, у Финляндского вокзала. И снова это не про Ленина и нерасторопность дворников, а про время, безвозвратно ушедшее и закрытое сугробами. Точно так же объект Дмитрия Федина «Ленин на льду» с узнаваемой фигурой, идущей по тонкому стеклу, на самом деле про автора, выбравшего такую ненадежную профессию.
Другие работы подтверждают, что художникам трудно. «Митинг» Елизаветы Набоковой с Лениным в центре толпы выглядит упражнением в примитивизме. Триптих «Ленин ждет звонка» Сергея Пшизова - в кубизме. Картина «Горький. На дне» с белым бюстом писателя, стоящим среди акул, - как упражнение в сюрреализме. Рисунок Елизаветы Березиной «Между Сциллой и Харибдой» с изображениями Надежды Крупской и Инессы Арманд в виде прекрасных муз, а Ленина в виде античного философа - как пародия на неоакадемизм. Псевдогазетные страницы Дениса Вишницкого «Неизвестная лениниана» с байками про огромного снеговика «Ильич» и белугу «Ленин» представляются слабым подражанием Даниилу Хармсу.
Выясняется, что если принять кураторское «как к себе относимся», то художникам хватает самоиронии, но сильно недостает индивидуальности. И по-настоящему примитивистская картина неизвестного автора 1960-х годов «Ленин и дети» оказывается самым оригинальным и интересным произведением выставки.
Комментарии