Был ли мальчик?

Фильм Оксаны Карас «Хороший мальчик» завоевал «Гран-при» XXVII фестиваля «Кинотавр» и претендовал на то, чтобы стать открытием Года кино. Однако веселая и легкая картина с обилием танцев не скажет зрителям ничего, кроме того, что мальчик «хороший».

 Был ли мальчик? |

Коля Смирнов (Семен Трескунов) - добрый, рассудительный, честный парнишка. Он стремится поскорее стать взрослым, но очень быстро осознает, что взросление сопряжено со множеством проблем. Всего за одну неделю в начале учебного года Коля втягивается в водоворот событий: он влюбляется в молодую учительницу английского, а в него влюбляется дочь директора школы, он заводит дружбу с самим директором школы, у которого роман с «англичанкой», а тут еще и учитель информатики, который также втайне сходит с ума от учительницы... На любовные переживания накладываются бытовые проблемы...

В советском кинематографе был разный опыт создания фильмов о трудностях взросления. «Доживем до понедельника», «Друг мой, Колька!», «Точка, точка, запятая...», снятые в 1960 - 1970-е годы, в определенной степени романтизировали школьный мир. В фильмы 1980-х «Чучело» и «Плюмбум» уже прочно вписывается реальность: детки становятся злее, жестче, циничнее. В 2010-х на примере фильмов Гай Германики или «Класса коррекции» Твердовского зрителям демонстрируется уже значительный моральный упадок общества, его социальное расслоение, культ жестокости и предательства. В «Хорошем мальчике» предпринята попытка вернуть атмосферу беспечности, легкости и наивности, политический и социальный контексты сведены к нулю.

Фильм Оксаны Карас вышел в прокат почти одновременно с «Учеником» Кирилла Серебренникова. В центре внимания обеих картин оказываются «хорошие мальчики» с благими намерениями. Но если юный религиозный фанатик Вениамин из «Ученика» готов умереть или убить за свои убеждения, то Коля из «Хорошего мальчика» ни против чего не протестует, ничего не декларирует, разве что чуть более, чем его одноклассники, интересуется чужими проблемами. Единственное сходство между ними - в определенный момент настойчивость обоих начинает «напрягать» окружающих. Вениамин требует четкого следования Священному Писанию, а Коля, подстегиваемый интересом взрослых, раздает советы и когда их уже не просят.

А вот окружение обоих мальчиков в двух фильмах очень похоже. Персонажи постарше реанимируются из советского прошлого (директор в «Ученике», завуч в «Хорошем мальчике»), молодые - из российской действительности. Но вот сама российская действительность предстает как два различных мира - потенциально возможный и абсолютно фантастический.

Фильм «Ученик» - адаптированная версия пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик» 2010 года. Автор, вероятно, опирался на реальные события, происходящие в современной Европе, где фундаментальный исламизм все настойчивей требует подстраивать саму европейскую жизнь под мусульманские догмы. Европейский или русский школьник, ставший религиозным фанатиком, фигура, прямо скажем, нетипичная, но все же возможная, поскольку мы живем в мире, который провоцирует появление таких персонажей.

А вот мир хорошего мальчика Коли кажется уже совершенно нереальным, хотя, наверное, многим он бы понравился. Михаил Местецкий, один из сценаристов фильма, признался, что в картине много автобиографического и, видимо, ностальгического. Москва здесь не похожа сама на себя. Она кажется советским провинциальным городом с распахнутыми окнами, морем солнца, утренней зарядкой на балконе... Счастливые жители этого утопического города не знают пробок и проблем с деньгами, школьники не курят, не наркоманят, не собираются в субкультуры, а лишь беспрестанно пляшут. Время здесь остановилось, нет примет современности. Даже директор школы ездит на Jaguar XJRS, уже давно снятом с конвейера.

«Хороший мальчик» - жизнеутверждающая картина, в ней немало смешных шуток, не скатывающихся ниже пояса, его вполне можно рекомендовать посмотреть. Отдельного внимания заслуживает работа Константина Хабенского, который сам придумал свой образ Колиного отца, включая усы и старомодные очки. Наблюдать за этим чудаком с непростым характером, бывшим спортсменом, ныне работающим на дому над созданием пищевых добавок, интереснее всего. Его противоположность - директор школы, двоеженец и игрок в казино, бывший одноклассник Смирнова-старшего (Михаил Ефремов). Это и есть две возможные модели развития для хорошего мальчика, хотя как ему развиваться в застывшем времени?

Предыстория фильма непростая, картина имела пять вариантов сценария, которые были объединены в один. Это не лучшим образом сказалось на результате. Кино получилось сумбурным, сползающим в различные жанры. Одна из жанровых проблем - танцы, их столько, что картина почти превращается в продукт Болливуда. Постепенно танцевальные баттлы, органичные поначалу, разрывают фильм изнутри, и кажется, служат только тому, чтобы отделять одну сцену от другой или закрыть пустоту, которую нечем заполнить. А ведь заполнить есть чем, например, матери Коли (Ирина Денисова) досталось совсем мало экранного времени, ее образ не успевает раскрыться. И любовные линии, увы, неубедительны. Герои много хохмят и танцуют, в их романтические переживания сложно поверить.

И самая существенная претензия к фильму в том, что хороший мальчик не изменился и не повлиял ни на какие события. Отсутствуй он, ничего не изменится: все продолжали бы танцевать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?