Был ли мальчик?

Фильм Оксаны Карас «Хороший мальчик» завоевал «Гран-при» XXVII фестиваля «Кинотавр» и претендовал на то, чтобы стать открытием Года кино. Однако веселая и легкая картина с обилием танцев не скажет зрителям ничего, кроме того, что мальчик «хороший».

 Был ли мальчик? |

Коля Смирнов (Семен Трескунов) - добрый, рассудительный, честный парнишка. Он стремится поскорее стать взрослым, но очень быстро осознает, что взросление сопряжено со множеством проблем. Всего за одну неделю в начале учебного года Коля втягивается в водоворот событий: он влюбляется в молодую учительницу английского, а в него влюбляется дочь директора школы, он заводит дружбу с самим директором школы, у которого роман с «англичанкой», а тут еще и учитель информатики, который также втайне сходит с ума от учительницы... На любовные переживания накладываются бытовые проблемы...

В советском кинематографе был разный опыт создания фильмов о трудностях взросления. «Доживем до понедельника», «Друг мой, Колька!», «Точка, точка, запятая...», снятые в 1960 - 1970-е годы, в определенной степени романтизировали школьный мир. В фильмы 1980-х «Чучело» и «Плюмбум» уже прочно вписывается реальность: детки становятся злее, жестче, циничнее. В 2010-х на примере фильмов Гай Германики или «Класса коррекции» Твердовского зрителям демонстрируется уже значительный моральный упадок общества, его социальное расслоение, культ жестокости и предательства. В «Хорошем мальчике» предпринята попытка вернуть атмосферу беспечности, легкости и наивности, политический и социальный контексты сведены к нулю.

Фильм Оксаны Карас вышел в прокат почти одновременно с «Учеником» Кирилла Серебренникова. В центре внимания обеих картин оказываются «хорошие мальчики» с благими намерениями. Но если юный религиозный фанатик Вениамин из «Ученика» готов умереть или убить за свои убеждения, то Коля из «Хорошего мальчика» ни против чего не протестует, ничего не декларирует, разве что чуть более, чем его одноклассники, интересуется чужими проблемами. Единственное сходство между ними - в определенный момент настойчивость обоих начинает «напрягать» окружающих. Вениамин требует четкого следования Священному Писанию, а Коля, подстегиваемый интересом взрослых, раздает советы и когда их уже не просят.

А вот окружение обоих мальчиков в двух фильмах очень похоже. Персонажи постарше реанимируются из советского прошлого (директор в «Ученике», завуч в «Хорошем мальчике»), молодые - из российской действительности. Но вот сама российская действительность предстает как два различных мира - потенциально возможный и абсолютно фантастический.

Фильм «Ученик» - адаптированная версия пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик» 2010 года. Автор, вероятно, опирался на реальные события, происходящие в современной Европе, где фундаментальный исламизм все настойчивей требует подстраивать саму европейскую жизнь под мусульманские догмы. Европейский или русский школьник, ставший религиозным фанатиком, фигура, прямо скажем, нетипичная, но все же возможная, поскольку мы живем в мире, который провоцирует появление таких персонажей.

А вот мир хорошего мальчика Коли кажется уже совершенно нереальным, хотя, наверное, многим он бы понравился. Михаил Местецкий, один из сценаристов фильма, признался, что в картине много автобиографического и, видимо, ностальгического. Москва здесь не похожа сама на себя. Она кажется советским провинциальным городом с распахнутыми окнами, морем солнца, утренней зарядкой на балконе... Счастливые жители этого утопического города не знают пробок и проблем с деньгами, школьники не курят, не наркоманят, не собираются в субкультуры, а лишь беспрестанно пляшут. Время здесь остановилось, нет примет современности. Даже директор школы ездит на Jaguar XJRS, уже давно снятом с конвейера.

«Хороший мальчик» - жизнеутверждающая картина, в ней немало смешных шуток, не скатывающихся ниже пояса, его вполне можно рекомендовать посмотреть. Отдельного внимания заслуживает работа Константина Хабенского, который сам придумал свой образ Колиного отца, включая усы и старомодные очки. Наблюдать за этим чудаком с непростым характером, бывшим спортсменом, ныне работающим на дому над созданием пищевых добавок, интереснее всего. Его противоположность - директор школы, двоеженец и игрок в казино, бывший одноклассник Смирнова-старшего (Михаил Ефремов). Это и есть две возможные модели развития для хорошего мальчика, хотя как ему развиваться в застывшем времени?

Предыстория фильма непростая, картина имела пять вариантов сценария, которые были объединены в один. Это не лучшим образом сказалось на результате. Кино получилось сумбурным, сползающим в различные жанры. Одна из жанровых проблем - танцы, их столько, что картина почти превращается в продукт Болливуда. Постепенно танцевальные баттлы, органичные поначалу, разрывают фильм изнутри, и кажется, служат только тому, чтобы отделять одну сцену от другой или закрыть пустоту, которую нечем заполнить. А ведь заполнить есть чем, например, матери Коли (Ирина Денисова) досталось совсем мало экранного времени, ее образ не успевает раскрыться. И любовные линии, увы, неубедительны. Герои много хохмят и танцуют, в их романтические переживания сложно поверить.

И самая существенная претензия к фильму в том, что хороший мальчик не изменился и не повлиял ни на какие события. Отсутствуй он, ничего не изменится: все продолжали бы танцевать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.


Комментарии