Бумага, акварель, cоюз

В Союзе художников на Большой Морской ул., 38, открылась выставка «Товарищество «Акварельный класс».

Бумага, акварель, cоюз | Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

В ней уместились пять персональных выставок, отдельные залы отведены работам акварелистов Владимира Колбасова, Евгения Дубицкого, Ольги Ивлевой, Петра Семенова, Анатолия Засидкевича.

В союзе делают выставки «по старинке», что часто ставят им в упрек. Кажется, что привлечь посетителей, просто развесив картины на стенах, нельзя. Нужна работа куратора, придумывающего оригинальную концепцию, дизайнера, работающего с выставочным пространством, умеющего представить произведения искусства в модной «упаковке».

Но это не совсем так. Мир искусства чрезвычайно широк, и всегда найдутся поклонники того или иного течения. Одних притягивает громкое имя художника, его звездность, скандальность, сложные, болезненные проблемы современности, которые он отражает в своем творчестве. Но есть и поклонники традиционного, реалистического направления, ценители виртуозного мастерства исполнения. Это, кстати, доказывают очереди, которые выстраиваются на выставки таких художников, как Валентин Серов или Иван Айвазовский.

Анри Матисс сравнивал искусство с удобным креслом, в котором уставший человек может отдохнуть, забыв о проблемах и страхах. На мой взгляд, «Акварельный класс» как раз такая выставка. Художники признаются в любви к акварели, которой отдали дань многие старые мастера: Петр Соколов, Гау, Александр Брюллов, Александр Бенуа. В отличие от масляной живописи, более материальной, весомой, осязаемой, а значит и более плотской, акварель легче, прозрачнее, здесь краски смешиваются с водой - текучей, изменчивой субстанцией. Акварелью любят рисовать дети, но это сложная техника, которая не дает права на ошибку. «Бумага, акварель, мороз» - так написала однажды о своем зимнем пейзаже «Этюд в морозный день. На берегу озера Долгое» художница Елена Базанова. Она рисовала с натуры на улице, при легком морозце. Смешивала краски с горячей водой, но они быстро схватывались морозом, который оставил на бумаге свои узоры. А иногда акварель впитывает осенний туман, весенний воздух, пахнущий талым снегом, лучи жаркого солнца, как в пейзажах Евгения Дубицкого, Анатолия Засидкевича, Ольги Ивлевой.

Владимир Колбасов известен своими петербургскими пейзажами. Наш город изображали так часто, что, казалось бы, сегодня уже невозможно предложить какое-то свое, оригинальное видение. А ему это удалось. Довольно зловещая петербургская мистика оборачивается здесь сказочностью. Перед нами город, будто построенный не для персонажей Гоголя и Достоевского, а для героев Ханса-Кристиана Андерсена.

Жесткая геометрия линий смягчается, дома словно дышат, двигаются и даже танцуют. Хотя иногда и в его городские пейзажи прокрадывается печаль, как в акварели «Петропавловская крепость и плюшевый мишка». Здесь соединяются изнанка Петербурга и его парадная часть. Мы видим двор, где стоят помойные баки, у одного из них сидит плюшевый мишка, и вид у него такой, будто его выгнали из дома. А вдали сияет золотом стройный шпиль колокольни Петропавловского собора.

Трудно оторваться от натюрмортов мэтра петербургской акварели Петра Семенова. Казалось бы, прошлый век - цветы, стеклянные колбы и бутыли, вазы, восковые свечи в бронзовых подсвечниках. Но завораживает мастерство, с которым они написаны. Сам художник определяет свой метод как «сочетание декоративного и гиперреалистического эффекта». Порой его натюрморты напоминают о работах старых голландских мастеров, писавших в жанре «обманки» - «тромплей», когда изображенные предметы кажутся настоящими, проникшими в картину из нашего измерения. И, как в натюрмортах эпохи барокко, многие предметы наделены символическим значением.

В натюрморте «История вокруг маленькой хищной рыбки» мы видим стеклянную колбу, наполненную водой, в которой кружатся рыбки. На дне - отливающие перламутром ракушки, они лежат и на столе. Сквозь воду в аквариуме мы видим пышные, уже тронутые увяданием цветы - пионы, ирисы. В подсвечнике - оплывшая восковая свеча. Камерное пространство комнаты не замкнуто - в открытое окно вливается большой мир. Любуясь виртуозно изображенными мелочами, не сразу замечаешь притаившуюся в самом низу акварели сиамскую кошку с голубыми глазами, которая держит в когтистой лапе маленькую рыбку. Жизнь хрупка, нужно дорожить каждым днем. Работы Петра Семенова напомнили строки из дневника поэта Серебряного века Михаила Кузмина, который пишет о том, что молодость уходит и нет уже ни любви, ни привязанности, но клянется любить жизнь, «покуда бронза отливает при свете свечей».

Кстати, на выставке есть особый раздел, где демонстрируются работы предшественников нынешнего поколения акварелистов - художников Серебряного века: Александра Бенуа, Максимилиана Волошина, Михаила Климентова, признанного мастера советской акварели, ученика Александра Гауша Гавриила Малыша, а также Олега Померанцева, члена товарищества «Акварельный класс», который не так давно ушел из жизни. Эти работы предоставлены для выставки частными коллекционерами.

Выставка продлится недолго - до 19 февраля. По выходным здесь будут проходить творческие встречи с участниками выставки, которые проведут мастер-классы для желающих овладеть техникой акварели.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5886) от 09.02.2017.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.