Бумага, акварель, cоюз

В Союзе художников на Большой Морской ул., 38, открылась выставка «Товарищество «Акварельный класс».

Бумага, акварель, cоюз | Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

В ней уместились пять персональных выставок, отдельные залы отведены работам акварелистов Владимира Колбасова, Евгения Дубицкого, Ольги Ивлевой, Петра Семенова, Анатолия Засидкевича.

В союзе делают выставки «по старинке», что часто ставят им в упрек. Кажется, что привлечь посетителей, просто развесив картины на стенах, нельзя. Нужна работа куратора, придумывающего оригинальную концепцию, дизайнера, работающего с выставочным пространством, умеющего представить произведения искусства в модной «упаковке».

Но это не совсем так. Мир искусства чрезвычайно широк, и всегда найдутся поклонники того или иного течения. Одних притягивает громкое имя художника, его звездность, скандальность, сложные, болезненные проблемы современности, которые он отражает в своем творчестве. Но есть и поклонники традиционного, реалистического направления, ценители виртуозного мастерства исполнения. Это, кстати, доказывают очереди, которые выстраиваются на выставки таких художников, как Валентин Серов или Иван Айвазовский.

Анри Матисс сравнивал искусство с удобным креслом, в котором уставший человек может отдохнуть, забыв о проблемах и страхах. На мой взгляд, «Акварельный класс» как раз такая выставка. Художники признаются в любви к акварели, которой отдали дань многие старые мастера: Петр Соколов, Гау, Александр Брюллов, Александр Бенуа. В отличие от масляной живописи, более материальной, весомой, осязаемой, а значит и более плотской, акварель легче, прозрачнее, здесь краски смешиваются с водой - текучей, изменчивой субстанцией. Акварелью любят рисовать дети, но это сложная техника, которая не дает права на ошибку. «Бумага, акварель, мороз» - так написала однажды о своем зимнем пейзаже «Этюд в морозный день. На берегу озера Долгое» художница Елена Базанова. Она рисовала с натуры на улице, при легком морозце. Смешивала краски с горячей водой, но они быстро схватывались морозом, который оставил на бумаге свои узоры. А иногда акварель впитывает осенний туман, весенний воздух, пахнущий талым снегом, лучи жаркого солнца, как в пейзажах Евгения Дубицкого, Анатолия Засидкевича, Ольги Ивлевой.

Владимир Колбасов известен своими петербургскими пейзажами. Наш город изображали так часто, что, казалось бы, сегодня уже невозможно предложить какое-то свое, оригинальное видение. А ему это удалось. Довольно зловещая петербургская мистика оборачивается здесь сказочностью. Перед нами город, будто построенный не для персонажей Гоголя и Достоевского, а для героев Ханса-Кристиана Андерсена.

Жесткая геометрия линий смягчается, дома словно дышат, двигаются и даже танцуют. Хотя иногда и в его городские пейзажи прокрадывается печаль, как в акварели «Петропавловская крепость и плюшевый мишка». Здесь соединяются изнанка Петербурга и его парадная часть. Мы видим двор, где стоят помойные баки, у одного из них сидит плюшевый мишка, и вид у него такой, будто его выгнали из дома. А вдали сияет золотом стройный шпиль колокольни Петропавловского собора.

Трудно оторваться от натюрмортов мэтра петербургской акварели Петра Семенова. Казалось бы, прошлый век - цветы, стеклянные колбы и бутыли, вазы, восковые свечи в бронзовых подсвечниках. Но завораживает мастерство, с которым они написаны. Сам художник определяет свой метод как «сочетание декоративного и гиперреалистического эффекта». Порой его натюрморты напоминают о работах старых голландских мастеров, писавших в жанре «обманки» - «тромплей», когда изображенные предметы кажутся настоящими, проникшими в картину из нашего измерения. И, как в натюрмортах эпохи барокко, многие предметы наделены символическим значением.

В натюрморте «История вокруг маленькой хищной рыбки» мы видим стеклянную колбу, наполненную водой, в которой кружатся рыбки. На дне - отливающие перламутром ракушки, они лежат и на столе. Сквозь воду в аквариуме мы видим пышные, уже тронутые увяданием цветы - пионы, ирисы. В подсвечнике - оплывшая восковая свеча. Камерное пространство комнаты не замкнуто - в открытое окно вливается большой мир. Любуясь виртуозно изображенными мелочами, не сразу замечаешь притаившуюся в самом низу акварели сиамскую кошку с голубыми глазами, которая держит в когтистой лапе маленькую рыбку. Жизнь хрупка, нужно дорожить каждым днем. Работы Петра Семенова напомнили строки из дневника поэта Серебряного века Михаила Кузмина, который пишет о том, что молодость уходит и нет уже ни любви, ни привязанности, но клянется любить жизнь, «покуда бронза отливает при свете свечей».

Кстати, на выставке есть особый раздел, где демонстрируются работы предшественников нынешнего поколения акварелистов - художников Серебряного века: Александра Бенуа, Максимилиана Волошина, Михаила Климентова, признанного мастера советской акварели, ученика Александра Гауша Гавриила Малыша, а также Олега Померанцева, члена товарищества «Акварельный класс», который не так давно ушел из жизни. Эти работы предоставлены для выставки частными коллекционерами.

Выставка продлится недолго - до 19 февраля. По выходным здесь будут проходить творческие встречи с участниками выставки, которые проведут мастер-классы для желающих овладеть техникой акварели.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5886) от 09.02.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?