Бумага, акварель, cоюз

В Союзе художников на Большой Морской ул., 38, открылась выставка «Товарищество «Акварельный класс».

Бумага, акварель, cоюз | Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

В ней уместились пять персональных выставок, отдельные залы отведены работам акварелистов Владимира Колбасова, Евгения Дубицкого, Ольги Ивлевой, Петра Семенова, Анатолия Засидкевича.

В союзе делают выставки «по старинке», что часто ставят им в упрек. Кажется, что привлечь посетителей, просто развесив картины на стенах, нельзя. Нужна работа куратора, придумывающего оригинальную концепцию, дизайнера, работающего с выставочным пространством, умеющего представить произведения искусства в модной «упаковке».

Но это не совсем так. Мир искусства чрезвычайно широк, и всегда найдутся поклонники того или иного течения. Одних притягивает громкое имя художника, его звездность, скандальность, сложные, болезненные проблемы современности, которые он отражает в своем творчестве. Но есть и поклонники традиционного, реалистического направления, ценители виртуозного мастерства исполнения. Это, кстати, доказывают очереди, которые выстраиваются на выставки таких художников, как Валентин Серов или Иван Айвазовский.

Анри Матисс сравнивал искусство с удобным креслом, в котором уставший человек может отдохнуть, забыв о проблемах и страхах. На мой взгляд, «Акварельный класс» как раз такая выставка. Художники признаются в любви к акварели, которой отдали дань многие старые мастера: Петр Соколов, Гау, Александр Брюллов, Александр Бенуа. В отличие от масляной живописи, более материальной, весомой, осязаемой, а значит и более плотской, акварель легче, прозрачнее, здесь краски смешиваются с водой - текучей, изменчивой субстанцией. Акварелью любят рисовать дети, но это сложная техника, которая не дает права на ошибку. «Бумага, акварель, мороз» - так написала однажды о своем зимнем пейзаже «Этюд в морозный день. На берегу озера Долгое» художница Елена Базанова. Она рисовала с натуры на улице, при легком морозце. Смешивала краски с горячей водой, но они быстро схватывались морозом, который оставил на бумаге свои узоры. А иногда акварель впитывает осенний туман, весенний воздух, пахнущий талым снегом, лучи жаркого солнца, как в пейзажах Евгения Дубицкого, Анатолия Засидкевича, Ольги Ивлевой.

Владимир Колбасов известен своими петербургскими пейзажами. Наш город изображали так часто, что, казалось бы, сегодня уже невозможно предложить какое-то свое, оригинальное видение. А ему это удалось. Довольно зловещая петербургская мистика оборачивается здесь сказочностью. Перед нами город, будто построенный не для персонажей Гоголя и Достоевского, а для героев Ханса-Кристиана Андерсена.

Жесткая геометрия линий смягчается, дома словно дышат, двигаются и даже танцуют. Хотя иногда и в его городские пейзажи прокрадывается печаль, как в акварели «Петропавловская крепость и плюшевый мишка». Здесь соединяются изнанка Петербурга и его парадная часть. Мы видим двор, где стоят помойные баки, у одного из них сидит плюшевый мишка, и вид у него такой, будто его выгнали из дома. А вдали сияет золотом стройный шпиль колокольни Петропавловского собора.

Трудно оторваться от натюрмортов мэтра петербургской акварели Петра Семенова. Казалось бы, прошлый век - цветы, стеклянные колбы и бутыли, вазы, восковые свечи в бронзовых подсвечниках. Но завораживает мастерство, с которым они написаны. Сам художник определяет свой метод как «сочетание декоративного и гиперреалистического эффекта». Порой его натюрморты напоминают о работах старых голландских мастеров, писавших в жанре «обманки» - «тромплей», когда изображенные предметы кажутся настоящими, проникшими в картину из нашего измерения. И, как в натюрмортах эпохи барокко, многие предметы наделены символическим значением.

В натюрморте «История вокруг маленькой хищной рыбки» мы видим стеклянную колбу, наполненную водой, в которой кружатся рыбки. На дне - отливающие перламутром ракушки, они лежат и на столе. Сквозь воду в аквариуме мы видим пышные, уже тронутые увяданием цветы - пионы, ирисы. В подсвечнике - оплывшая восковая свеча. Камерное пространство комнаты не замкнуто - в открытое окно вливается большой мир. Любуясь виртуозно изображенными мелочами, не сразу замечаешь притаившуюся в самом низу акварели сиамскую кошку с голубыми глазами, которая держит в когтистой лапе маленькую рыбку. Жизнь хрупка, нужно дорожить каждым днем. Работы Петра Семенова напомнили строки из дневника поэта Серебряного века Михаила Кузмина, который пишет о том, что молодость уходит и нет уже ни любви, ни привязанности, но клянется любить жизнь, «покуда бронза отливает при свете свечей».

Кстати, на выставке есть особый раздел, где демонстрируются работы предшественников нынешнего поколения акварелистов - художников Серебряного века: Александра Бенуа, Максимилиана Волошина, Михаила Климентова, признанного мастера советской акварели, ученика Александра Гауша Гавриила Малыша, а также Олега Померанцева, члена товарищества «Акварельный класс», который не так давно ушел из жизни. Эти работы предоставлены для выставки частными коллекционерами.

Выставка продлится недолго - до 19 февраля. По выходным здесь будут проходить творческие встречи с участниками выставки, которые проведут мастер-классы для желающих овладеть техникой акварели.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5886) от 09.02.2017.


Комментарии