Булла в Мурзинке

В музее на Ново-Александровской улице, 23А, который местные жители по давней привычке зовут «домиком Шелгунова», открылась выставка «Фотографы Невской заставы». Речь идет о мастерах светописи, работавших до революции и в первое десятилетие после нее на Шлиссельбургском проспекте (нынешнем пр. Обуховской Обороны) и в его окрестностях.

Булла в Мурзинке | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Исследователям хорошо известны фамилии владельцев фотоателье, существовавших в центре города. И для многих открытие, что на рабочей окраине тоже работали фотографы, не столь известные, но не менее умелые и даровитые. Благодаря им мы имеем возможность рассматривать лица тех, кто жил здесь сто лет назад, – говорит коллекционер житель Невского района Михаил Борец.

Как известно, в давние времена фотографирование было событием. Снимались не просто на память – на века! На пожелтевших карточках, сделанных за Невской заставой, – нарядно одетые дамы, опрятные господа, непременно в новых ботинках или сапогах. Как тут не подвергнуть сомнению стереотипы о бедной, голодной и беспросветной жизни в фабричном предместье?

– Когда говорят о петербургской дореволюционной фотографии, в первую очередь вспоминают знаменитого Карла Буллу и его мастерскую у Екатерининского сада, – рассказал главный хранитель музея «Невская застава» Евгений Евдокимов. – Однако мало кто знает, что его деятельность была тесно связана и с нашим районом. Он преподавал фотодело и был попечителем в Мариинской школе глухонемых в Мурзинке, поэтому сохранилось значительное число сделанных им изображений этого заведения. Есть также издание 1912 года с фотографиями Карла Буллы, посвященное «малолетнему отделению» Николаевского сиротского института. Оно тоже находилось в этих краях – на Куракиной даче.

Впрочем, на выставке мы не только вглядываемся в лица изображенных на карточках, но и рассматриваем паспарту – оборотную сторону портретов. Там – своего рода визитка мастера. Многим ли известно, что на здешней рабочей окраине был свой «Булла» – мастер фотопортрета? Звали его Степан Иванович Золотавин. Его ателье находилось в селе Смоленском на Шлиссельбургском проспекте близ церкви Смоленской Божией Матери. А в 1913 году он стал владельцем мастерской на углу Палевского и Шлиссельбургского проспектов.

– Золотавин наемным трудом не пользовался и не имел даже помощника, однако после революции своего дела лишился. Он смог устроиться только ночным сторожем на бывшую фабрику Паля, – поясняет Инна Шилова. Она предоставила на выставку не только фотографии, сделанные в мастерской Степана Ивановича, но и его собственный портрет. Золотавин был отцом ее тетки.

Увы, как выглядели другие фотомастера Невской заставы, мы пока не знаем: их изображений нет. А то, что мастерские были, известно опять-таки по паспарту. К примеру, в селе Смоленском действовала «Общедоступная фотография» на Шлиссельбургском пр., 24. В селе Александровском была мастерская Михаила Павловича Падрова. Он происходил из крестьян Самарской губернии, был рабочим Обуховского завода, а с 1913 года упоминался в адресных справочниках как владелец ателье.

– Рассматривая внимательно снимки, запечатлевшие церковный праздник у Скорбященской церкви на Шлиссельбургском проспекте, мы обратили внимание на вывеску «Фотография» на одном из соседних домов, – рассказал Евгений Евдокимов. – Чья же она? Посмотрев старые справочники, удалось выяснить, что это мастерская Иосифа Коваленко... Любопытное открытие сделали, изучая одну из фотографий, сделанных в 1920-х годах на Шлиссельбургском проспекте. Увеличив фрагмент, разглядели, что мастер работает прямо на улице. Повесил холст на стене, поставил треногу – получилось своего рода уличное ателье. Кто он такой – неизвестно.

Частные фотоателье работали в Ленинграде вплоть до конца 1920-х годов, когда власти свернули нэп. На проспекте села Александровского в те годы работала мастерская Рудзинского. Карточки, сделанные там, тоже попали на выставку. Кстати, она продолжает пополняться даже после своего официального открытия. Люди приносят подлинные фотографии, присылают оцифрованные изображения на адрес электронной почты музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5653) от 02.03.2016.


Комментарии