Буксир из нашего порта

В Библиотеке книжной графики (7-я Красноармейская ул., 30) открылась выставка из частных собраний ленинградского художника Юрия Сырнева (1905 - 1943), которая знакомит с интересным автором, мало известным за пределами узкого круга коллекционеров.

Буксир из нашего порта | Юрий Сырнев. «Буксир», рисунок. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Юрий Сырнев. «Буксир», рисунок. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Сырнев родился в Казани в семье инженера, с детства рисовал и занимался музыкой. В 1923 году приехал в Ленинград, окончил Ленинградский художественный техникум и выбирал, где продолжить образование - в Академии художеств, тогда она носила название ВХУТЕИН, или в Консерватории. Поступил на графический факультет, на выставке представлен протокол заседания институтского жюри, отметившего работу первокурсника Сырнева первой премией.

Но интерес к музыке и театру остался у художника на всю жизнь. В его архиве сохранились две фотографии и два натурных рисунка с изображением приезжавшего на гастроли в СССР китайского актера Мэй Ланьфана, исполнителя ролей молодых женщин в традиционном китайском театре. В предвоенные годы Сырнев работал над серией рисунков и литографий «Филармония», одна из литографий показана на выставке.

Еще будучи студентом, Сырнев получил приглашение от художника Владимира Лебедева поработать в детском отделе Госиздата. Там он создал иллюстрации к двум детским книжкам писателей-обэриутов Александра Введенского «Коля Кочин» и Юрия Владимирова «На яхте». Особенно интересна обложка к книге о лодыре и двоечнике Кочине, который лежит на диване в валенках и водит моделью парусника по глобусу, ища «где Сибирь, а где Кавказ».

В 1930-е годы художник проиллюстрировал две книги для издательства «Молодая гвардия» - классические «Приключения Мюнхгаузена» Рудольфа Распе и «Через границу» ленинградского писателя Георгия Дитриха о международной солидарности пионеров.

Но главным для Сырнева оставались пейзажи. В тяжелые времена выбора - соцреализм или авангард - художник выбрал то, что позже назовут «третьим путем», или «ленинградской школой». Ее лидерами стали Александр Ведерников, Николай Лапшин, Александр Русаков. Их интересовали простые сюжеты, они виртуозно владели рисунком и акварелью, избегали ярких красок, создавали «пейзажи настроения», не выходя за пределы реалистического. Среди лучших работ Сырнева - тревожные акварели «Разъезжающиеся телеги», «Товарный поезд», «Домик у переезда», «Паровоз». Отдельную серию составили романтические ленинградские пейзажи с буксирами и парусниками.

Уходя добровольцем на фронт, Сырнев оставил все свои произведения ближайшему другу художнику Павлу Басманову, который через много лет передал значительную часть рисунков и литографий известному ленинградскому коллекционеру Борису Васильеву. Сырнев погиб в 1943-м. Выставка посвящена его памяти и приурочена к дню освобождения Ленинграда от блокады.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5881) от 02.02.2017.


Комментарии