Буксир из нашего порта
В Библиотеке книжной графики (7-я Красноармейская ул., 30) открылась выставка из частных собраний ленинградского художника Юрия Сырнева (1905 - 1943), которая знакомит с интересным автором, мало известным за пределами узкого круга коллекционеров.

Юрий Сырнев. «Буксир», рисунок. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Сырнев родился в Казани в семье инженера, с детства рисовал и занимался музыкой. В 1923 году приехал в Ленинград, окончил Ленинградский художественный техникум и выбирал, где продолжить образование - в Академии художеств, тогда она носила название ВХУТЕИН, или в Консерватории. Поступил на графический факультет, на выставке представлен протокол заседания институтского жюри, отметившего работу первокурсника Сырнева первой премией.
Но интерес к музыке и театру остался у художника на всю жизнь. В его архиве сохранились две фотографии и два натурных рисунка с изображением приезжавшего на гастроли в СССР китайского актера Мэй Ланьфана, исполнителя ролей молодых женщин в традиционном китайском театре. В предвоенные годы Сырнев работал над серией рисунков и литографий «Филармония», одна из литографий показана на выставке.
Еще будучи студентом, Сырнев получил приглашение от художника Владимира Лебедева поработать в детском отделе Госиздата. Там он создал иллюстрации к двум детским книжкам писателей-обэриутов Александра Введенского «Коля Кочин» и Юрия Владимирова «На яхте». Особенно интересна обложка к книге о лодыре и двоечнике Кочине, который лежит на диване в валенках и водит моделью парусника по глобусу, ища «где Сибирь, а где Кавказ».
В 1930-е годы художник проиллюстрировал две книги для издательства «Молодая гвардия» - классические «Приключения Мюнхгаузена» Рудольфа Распе и «Через границу» ленинградского писателя Георгия Дитриха о международной солидарности пионеров.
Но главным для Сырнева оставались пейзажи. В тяжелые времена выбора - соцреализм или авангард - художник выбрал то, что позже назовут «третьим путем», или «ленинградской школой». Ее лидерами стали Александр Ведерников, Николай Лапшин, Александр Русаков. Их интересовали простые сюжеты, они виртуозно владели рисунком и акварелью, избегали ярких красок, создавали «пейзажи настроения», не выходя за пределы реалистического. Среди лучших работ Сырнева - тревожные акварели «Разъезжающиеся телеги», «Товарный поезд», «Домик у переезда», «Паровоз». Отдельную серию составили романтические ленинградские пейзажи с буксирами и парусниками.
Уходя добровольцем на фронт, Сырнев оставил все свои произведения ближайшему другу художнику Павлу Басманову, который через много лет передал значительную часть рисунков и литографий известному ленинградскому коллекционеру Борису Васильеву. Сырнев погиб в 1943-м. Выставка посвящена его памяти и приурочена к дню освобождения Ленинграда от блокады.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5881) от 02.02.2017.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии