Только на сайте

Будут артисты, рэперы, художники и поэты: Марина Кацуба рассказала о фестивале «Маяк»

«Я так радею за популяризацию и живой интерес к современной поэзии, что готова петь, танцевать и, если необходимо, художественно руководить»: Марина Кацуба о фестивале «Маяк».

Будут артисты, рэперы, художники и поэты: Марина Кацуба рассказала о фестивале «Маяк» | Марина Кацуба на своем концерте. Автор фото: Эжена Быкова

Марина Кацуба на своем концерте. Автор фото: Эжена Быкова

19 мая в петербургском центре дизайна ARTPLAY пройдет второй музыкально-поэтический фестиваль «Маяк», художественным руководителем которого стала Марина Кацуба. «Санкт-Петербургские ведомости» поговорили с поэтессой об уникальности проекта и о том, почему на мероприятии будет интересно даже тем, кому поэзия не близка.

Поздним вечером в оранжерее Таврического сада поистине волшебно: экзотические растения купаются в лучах закатного солнца, а подвешенные к потолку фонарики добавляют уюта. Сквозь густоту зелени слышится музыка и мелодичный женский голос. Это Марина Кацуба в сопровождении пианистов дает экспериментальный концерт. Ее голос разносится по оранжерее стайкой изящных птичек, а слушатели млеют под пальмовыми листьями. Концерт заканчивается на час позже обещанного, но гости не торопятся домой, а толпятся вокруг поэтессы, чтобы сказать пару теплых слов. Наконец нам удается украсть Марину за кулисы, чтобы расспросить о предстоящем фестивале «Маяк».

IMG_0985.jpg

Фото: Эжена Быкова

Как получилось, что Вы стали художественным руководителем фестиваля?

В прошлом году я была на нем хедлайнером, и мы подружились с организаторами. Я и тогда помогла подобрать каких-то артистов, например, провела public talk с Сашей ST: поговорили с ним про хип-хоп и поэзию.

В этом году фестиваль весенний, его главная тема – любовь, а потому организаторы захотели увидеть в роли художественного руководителя какую-нибудь девушку. Я с радостью согласилась и пока что не жалею об этом решении, потому что, мне кажется, таких мероприятий критически не хватает. Не просто чтение одного автора, а масштабное мероприятие, рассчитанное на широкую целевую аудиторию и способное познакомить ее с тем пестрым многообразием авторов и поэтических слоев, которые, кроме как в социальных сетях, никаким образом не пересекаются. В этом плане «Маяк» – уникальный проект.

Чем вы занимались в роли худрука для этого проекта?

Я занимаюсь этим даже прямо сейчас: если зайти ко мне в переписки, там с каждым из артистов идет обсуждение его работы. Я внесла несколько творческих идей, поскольку сама работаю с молодыми и интересными композиторами как автор и как продюсер. Мы пригласили к сотрудничеству музыкантов, потому что музыкальное оформление очень сильно дополняет тексты и дает дополнительную почву и опору поэзии. Мы также пригласили несколько рэп-артистов в лице Алины Mozee Montana и Димы Schokk, предложив им почитать классическую поэзию на свой лад, в неограниченном формате, тем самым привлекая их аудиторию и ставя смелый эксперимент перед ними.

Я привлекла ведущих артистов петербургских и московских театров, которые будут читать, наоборот, современную поэзию. Например, я не буду читать свои стихи, их будет читать актриса Рита Адаева, которая очень настаивала на этом (смеется). Как художественному руководителю мне хотелось внести какие-то дополнительные жанры и показать, как еще может звучать любовная лирика, современная или классическая. Насколько многообразным может быть сценическое прочтение. Понятно, что это не спектакль, который мы ставили 10 лет. Отнюдь, все в разных городах, у всех гастроли, дела. Но по возможности мы готовимся, и все, кого мы приглашаем, проникаются и заражаются этой идеей, что не может не радовать.

А был ли кто-то, кто отказался от участия?

Нет, у нас, наоборот, очень много заявок от тех, кто не помещается в программу. И это говорит о том, что организаторы корректно сформулировали концепцию фестиваля, и о том, что слово в принципе живет и желающие выступать есть.

IMG_0947.jpg

Фото: Эжена Быкова

Вы ограничили выступающих именно любовной темой?

Я вычитываю программы, которые предлагают авторы, но не для того, чтобы их ограничить и тем паче судить. Если мы приглашаем автора, мы понимаем, что выбирать ему тексты мы не будем. Проверка касается лишь цензуры, социальных, политических аспектов, которые нам не интересны, потому что это поэтическо-музыкальный фестиваль. Тему любви я тоже не ограничиваю. Это рекомендация, чтобы передать авторам атмосферу, которую мы планируем создать: будет яркое визуальное оформление и цветы. Чтобы авторы комфортно и уютно влились в программу и не выглядели странно.

Но при этом в программе заявлена лекция Василия Аккермана «Есть ли деньги в тексте».

Вася Аккерман – петербуржец, который состоялся в Москве. Он уехал в 22 года и как-то зарабатывает деньги. Интересно, как. Это очень актуальная тема для молодых пишущих людей. Вот я умею писать рассказы, стихи, песни, я такой талантливый, куда мне это девать? Я так часто слышу этот вопрос, что, несмотря на лирическую эстетику, мы решили, что одну такую лекцию мы себе позволим.

Итак, в первый раз вы были гостем фестиваля, в этот раз – организатор. В какой роли понравилось больше?

Ну я не совсем организатор. У нас организацией занимается Рома Гонза, мой друг, достаточно известный петербургский поэт, руководитель поэтического объединения «Вольность». У нас с ним интересный дуэт, потому что мы существуем в немножко разных поэтических сферах, а здесь сработались достаточно хорошо и очень продуктивно. Мне все-таки оставили возможность решать творческие и приятные вопросы.

Так что мне все равно, в какой роли быть. На самом деле я так рдею за популяризацию и живой интерес к современной поэзии, что готова петь, танцевать и, если необходимо, художественно руководить.

IMG_1001.jpg

Фото: Эжена Быкова

Кстати, вы же не будете на этот раз выступать. Почему?

Ну я же не Алла Пугачева, чтобы сделать рождественские встречи и не уходить со сцены. Я не настолько еще классная (улыбается).

А какая атмосфера царила на первом «Маяке»?

Это же настоящий фестиваль, 10 часов, можно увидеть разные настроения и моменты. Какого-то одного настроенческого эпитета я подобрать не могу. Разве что «разнообразный». Это, наверно, правильное слово.

К слову, что ждет гостей на фестивале, помимо стихов и музыки?

Будет стрит-арт художник Русланчик OdinTri, мой старый друг. Он будет в течение всего фестиваля делать арт-инсталляцию, зарисовывать кусочки того, что люди читают со сцены. Также гостей ждет буккроссинг, организованный совместно с Библиотекой «Екатерингофская» МЦБС им. М.Ю. Лермонтова, и маркет с виниловыми пластинками от Vinylca, авторской керамикой от фонда «Антон тут рядом» и поэтическими сборниками от магазина «Все свободны». И еще много маленьких штук, которые разнообразят досуг пришедших.

Людям, которые далеки от поэзии, имеет смысл посетить «Маяк»?

Конечно! Мы сделали брошюры, где указаны все авторы. Чтобы человек, который не смог отсидеть 10 часов, мог унести его с собой и ознакомиться в сети с творчеством всех представленных артистов.

И я не верю, что есть такие сухие, тугие, злые и антитворческие люди, для которых не существует подходящего поэта, который бы им понравился. Мы создадим такой пул, чтобы каждый мог найти что-то, что запало бы в душу.

IMG_0970.jpg

Фото: Эжена Быкова

А что лично вам ближе всего в любовной лирике?

На фестивале состоится большой эксперимент: Алина Mozee Montana будет читать тексты Цветаевой, и мы долго обсуждали, какие взять. Хотя в детстве меня дико замучали тем, что я ее тезка, в последние годы я искренне увлечена ее стихами.

Вы часто сотрудничаете с другими поэтами и музыкантами. Есть ли кто-то, с кем хотелось бы поработать, но пока не удалось?

Мне очень нравится композитор, он живет в Канаде, хотя имеет украинские корни. Зовут его Любомир Мельник. Это мой любимый композитор-неоклассик. Я уже лет пять собираюсь почувствовать себя настолько классной, чтобы предложить сделать под его музыку какое-нибудь стихотворение. Может, проведем так красиво фестиваль «Маяк», что я наконец почувствую себя достойной, чтобы написать ему.

Ранее мы писали о презентации книги Татьяны Репиной «Плотность Воздуха». Современницы крайне популярны среди увлеченных поэзией людей. И Марина Кацуба, и Татьяна Репина участвуют в различных фестивалях и просветительских проектах. Так, Та. Репина станет членом жюри в конкурсе «Под алым парусом Мечты», в котором соревнуются школьники 11 классов. Задача участников - написать творческую работу на тему «Письмо выпускникам 2028 года». Подробнее о конкурсе вы узнаете по ссылке

#Марина Кацуба #фестиваль "Маяк" #поэзия #культура

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.