Главная городская газета

Будда успокоит всех

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью
Будда успокоит всех | Впечатление от созерцания скульптуры усиливают фотографии и мультимедиа. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Впечатление от созерцания скульптуры усиливают фотографии и мультимедиа. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Эрмитаже открылась выставка «Сакральный дар божеству». Для нее музей выбрал еще мало освоенный, просторный, с высокими кирпичными сводами зал – Манеж Малого Эрмитажа. Первое впечатление: выставка предназначена для вдумчивого созерцания, что немаловажно в наше время.

Манеж вместил больше двухсот экспонатов – скульптуру Юго-Восточной Азии VII – XX веков, фотографии религиозной архитектуры, для которой эти памятники создавались. Атмосферу дополняют кадры религиозных церемоний, нон-стоп демонстрирующиеся на экранах.

Перед посетителями предстает история и культура огромного региона, на территории которого размещается одиннадцать государств. Скульптура пяти из них – Таиланда, Бирмы, Лаоса, Вьетнама и Индонезии есть в собрании Эрмитажа.

– Это первая масштабная выставка скульптуры Юго-Восточной Азии, – рассказывает куратор, ведущий научный сотрудник Эрмитажа Ольга Дешпанде. – Предыдущая проходила почти 20 лет назад, в 1997 году. Она была посвящена 100-летию визита короля Сиама в Петербург. Но там была представлена только тайская скульптура. По сути, в таком объеме это первый показ самой большой в нашей стране коллекции скульптуры Юго-Восточной Азии.

В коллекции свыше трехсот пятидесяти памятников. Первые вещи (правда, в их числе не было скульптур) получил в подарок от короля Сиама (Таиланда) Рамы V будущий император Николай II во время путешествия на Восток в 1891 году. Основа музейного собрания – коллекция буддийской скульптуры – принадлежала видному дипломату начала прошлого века чрезвычайному посланнику России в Сиаме Георгию Плансону. В Эрмитаж ее передали в 1931 году из Русского музея. После окончания Второй мировой войны коллекцию пополнили несколько десятков памятников из берлинского Музея этнологии. Около четырехсот произведений индонезийского искусства, в том числе десятки скульптур из камня и терракоты, поступили в музей в 1969 – 1970 годах.

Особенность искусства Юго-Восточной Азии в том, что вплоть до начала ХХ века оно носило сакральный, культовый характер, создавалось для украшения религиозных построек или как личное подношение в них. Поэтому организаторы выставки и включили в ее пространство так много снимков религиозной архитектуры.

На выставке в основном буддийские памятники. Особенно много изображений Будды: сидящий, стоящий, коронованный, в монашеской одежде... Будда характерным движением рук – ладонями наружу – успокаивает воды, океан, примиряет родственников. Присутствуют и изображения верующих, поклоняющихся божеству, просящих его о помощи, монахов, фантастических существ... В числе последних особое место занимает образ Гаруды – «солнечного орла» индийской мифологии. Он наделен магической силой и охранительными качествами и даже помещен на герб Таиланда и Индонезии.

В ХХ веке в Юго-Восточной Азии стало развиваться новое, современное искусство. Культовое утратило исключительность, но не перестало быть важным в жизни людей. Храм в буддийских странах остается одним из культурных и образовательных центров. Люди приходят туда молиться и просто сидеть в окружении многочисленных изображений.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook