Будда успокоит всех
В Эрмитаже открылась выставка «Сакральный дар божеству». Для нее музей выбрал еще мало освоенный, просторный, с высокими кирпичными сводами зал – Манеж Малого Эрмитажа. Первое впечатление: выставка предназначена для вдумчивого созерцания, что немаловажно в наше время.

Впечатление от созерцания скульптуры усиливают фотографии и мультимедиа. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Манеж вместил больше двухсот экспонатов – скульптуру Юго-Восточной Азии VII – XX веков, фотографии религиозной архитектуры, для которой эти памятники создавались. Атмосферу дополняют кадры религиозных церемоний, нон-стоп демонстрирующиеся на экранах.
Перед посетителями предстает история и культура огромного региона, на территории которого размещается одиннадцать государств. Скульптура пяти из них – Таиланда, Бирмы, Лаоса, Вьетнама и Индонезии есть в собрании Эрмитажа.
– Это первая масштабная выставка скульптуры Юго-Восточной Азии, – рассказывает куратор, ведущий научный сотрудник Эрмитажа Ольга Дешпанде. – Предыдущая проходила почти 20 лет назад, в 1997 году. Она была посвящена 100-летию визита короля Сиама в Петербург. Но там была представлена только тайская скульптура. По сути, в таком объеме это первый показ самой большой в нашей стране коллекции скульптуры Юго-Восточной Азии.
В коллекции свыше трехсот пятидесяти памятников. Первые вещи (правда, в их числе не было скульптур) получил в подарок от короля Сиама (Таиланда) Рамы V будущий император Николай II во время путешествия на Восток в 1891 году. Основа музейного собрания – коллекция буддийской скульптуры – принадлежала видному дипломату начала прошлого века чрезвычайному посланнику России в Сиаме Георгию Плансону. В Эрмитаж ее передали в 1931 году из Русского музея. После окончания Второй мировой войны коллекцию пополнили несколько десятков памятников из берлинского Музея этнологии. Около четырехсот произведений индонезийского искусства, в том числе десятки скульптур из камня и терракоты, поступили в музей в 1969 – 1970 годах.
Особенность искусства Юго-Восточной Азии в том, что вплоть до начала ХХ века оно носило сакральный, культовый характер, создавалось для украшения религиозных построек или как личное подношение в них. Поэтому организаторы выставки и включили в ее пространство так много снимков религиозной архитектуры.
На выставке в основном буддийские памятники. Особенно много изображений Будды: сидящий, стоящий, коронованный, в монашеской одежде... Будда характерным движением рук – ладонями наружу – успокаивает воды, океан, примиряет родственников. Присутствуют и изображения верующих, поклоняющихся божеству, просящих его о помощи, монахов, фантастических существ... В числе последних особое место занимает образ Гаруды – «солнечного орла» индийской мифологии. Он наделен магической силой и охранительными качествами и даже помещен на герб Таиланда и Индонезии.
В ХХ веке в Юго-Восточной Азии стало развиваться новое, современное искусство. Культовое утратило исключительность, но не перестало быть важным в жизни людей. Храм в буддийских странах остается одним из культурных и образовательных центров. Люди приходят туда молиться и просто сидеть в окружении многочисленных изображений.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5646) от 18.02.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии