«Будь моя воля, я вообще бы никогда не выпускал спектакли». Льву Додину 75

Художественный руководитель МДТ - Театра Европы Лев Додин озвучил свою формулу счастья на встрече со студентами в Бахрушинском музее. «Будь моя воля, я вообще бы никогда не выпускал спектакли. Репетировать так интересно! С каждой репетицией мы все время что-то находим... Всю жизнь думаю: как бы ликвидировать премьеру! Это самый ужасный для меня момент». Он и серию своих книг назвал «Путешествие без конца», считая погружение в миры Чехова, Достоевского, Шекспира замечательным приключением, бесконечной авантюрой, когда идешь и не знаешь, чем дело кончится.

«Будь моя воля, я вообще бы никогда не выпускал спектакли». Льву Додину 75 | ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

МДТ - Театр Европы знаменит тем, что репетиции здесь длятся годами. И все же иногда случаются премьеры. Ближайшая, как бы это ни огорчало автора идеи Льва Додина, должна состояться в конце сезона - в июле. Она посвящена уголовному суду над романом Гюстава Флобера «Мадам Бовари» и является частью задуманного театром фестиваля-исследования «...Да не судимы будете». Программа (ее соавторы - Игорь Евсеев и Валерий Галендеев) рассчитана на годы вперед. Среди будущих героев Марина Цветаева, лорд Байрон, Дэвид Герберт Лоуренс, Иосиф Бродский...

Зрители уже ознакомились с первым исследованием «Вакханалия. Пастернак», в котором на основе архивных документов анализируется судьба романа «Доктор Живаго». Сталкиваются разные мнения, возникают персонажи известные и не очень - политики, писатели, журналисты. На первый взгляд, типичный «театр.doc». Сам этот формат не гарантирует эмоционального воздействия. Однако, притом что и история известная, и поступки людей, заваривших кашу вокруг книги, в СССР не публиковавшейся, но получившей Нобелевскую премию, памятны, спектакль МДТ, погружая в эпоху полувековой давности, заставляет зрителей вновь прочувствовать «гул времени».

У актеров тут нет больших ролей. Персонажи, даже Пастернак в исполнении Сергея Курышева, лишь эскизно обозначены. Но, поскольку в «Вакханалии» собраны главные актерские силы театра, коренной состав, люди просвещенные и думающие, увлекает сам процесс исследования. Зрители вместе с актерами взвешивают все за и против, изучают мотивы заблуждений, лжи, предательства и фарисейства. И сами делают выводы, от которых - мороз по коже.

Флобер - фигура для нас более далекая. Не все помнят, что автора и издателей знаменитого романа (без которого, наверное, и «Анны Карениной» не было бы) обвиняли в отрицании красоты и добра, изображении темных сторон жизни. Здесь были свои сторонники и гонители. Их голоса - письма, статьи, речи адвокатов и обвинителей - прозвучат в спектакле. Казалось бы, Франция, середина XIX века, провинциальные нравы - что может быть общего с нашим временем и нашими заботами? И все же... Как судьба самой Эммы Бовари, так и восприятие книги современниками близки и понятны нам. Не все способны вслед за Флобером воскликнуть: «Мадам Бовари - это я!», но задуматься над этим утверждением полезно. Чем и занимаются артисты, для которых, как и для автора книги, «пыл исследования - счастье благородных душ». Вот и еще одна формула счастья, которая вовсе не чужда Малому драматическому театру.

Когда Лев Додин ставил свои чеховские спектакли, казалось, что он скептически относится к спорам героев о счастье, а вот прозрения принимает близко к сердцу. Его увлекают, как он сам говорит, «длинные мысли». Поэтому в союзники здесь берут большую литературу, замечательных людей. Здесь не воюют с авторами, а пытаются их понять. Ищут ответы на главные вопросы времени. Даже не слишком обнадежены перспективой когда-нибудь перебраться в новое здание. И все же птицу счастья уже поймали: после премьеры «Братьев и сестер» Федор Абрамов подарил театру резную деревянную фигурку. О судьбе абрамовской прозы на сцене МДТ тоже можно было бы поставить спектакль для фестиваля-исследования. Но пока додинцы не спешат зачислить себя в компанию классиков.

Сегодня Льву Додину исполняется 75 лет. Но поздравления принимать юбиляр категорически отказывается. Никаких торжеств не предполагается. В театре обычный рабочий график - репетиции.

Читайте также интервью с Семеном Спиваком: «Театральные люди – как бабочки».

#Додин #МДТ #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6437) от 14.05.2019 под заголовком «Формула счастья».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?