Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович

В Музее Достоевского состоялась встреча филологов и почитателей творчества русского классика с Сергеем Рублевым, московским журналистом, главным редактором сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». Петербургские литературоведы благодарили за важную работу, гость говорил о проблемах с авторским правом.

Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Занятие Достоевским не входило и не входит в круг профессиональных занятий Рублева. По его словам, посмотрев телевизионный сериал Дмитрия Светозарова по «Преступлению и наказанию», он решил оцифровать и выложить в сеть все прижизненные издания великого писателя и этим ограничиться. Тем более что серьезные ресурсы по Достоевскому существуют, например, разделы, ему посвященные, на сайтах Пушкинского Дома и Петрозаводского университета.

Работа началась 4 года назад, и для Рублева выяснилось много интересного. Например, повесть «Двойник» выходила в журнале «Отечественные записки» в 1846 году в двух изданиях и печаталась в разных типографиях. Раз был другой набор, то автор мог вносить корректуры. Первая часть «Записок из Мертвого дома» была издана в 1862 году, на разных книжках указаны разные даты цензурного разрешения - 8 января и 21 июля 1862 года. Вторая часть этого издания по каким-то причинам не выходила.

На обложке второго издания «Дневника писателя за 1876 год», выпущенного в 1879-м, указана «Типография Ю. Штауф (И. Фишон) в Кузнечном переулке № 20». Рублеву не удалось выяснить, что это за типография и кто такие или кто такой этот Штауф (Фишон).

Достоевский, его жизнь и литература затягивают, сетевое издание стало пополняться разделами «биография», «воспоминания», «исследования», «новости» и т. д. В последнем разделе недавно появилось сообщение о намерении омских следователей установить в городе памятник Порфирию Петровичу из «Преступления и наказания».

Теперь в планах Рублева выложить всего Достоевского: рукописи, прижизненные публикации в газетах, исследования творчества, начиная с полного собрания альманаха «Достоевский и мировая литература».

Многие специалисты сами присылают ему свои книги и диссертации, таким образом давая разрешение на их выкладывание в свободном доступе. Но закон об авторском праве никто не отменял. Какие-то права могут принадлежать издательствам. Рублев признается, что некоторые материалы опубликованы на сайте без разрешения правообладателей. У него просто нет ни времени, ни возможностей опрашивать всех.

Как известно, Гражданский кодекс защищает право автора в течение 70 лет после его смерти. Когда по другому поводу Рублеву потребовалось воспроизвести крошечную брошюру с песней Александра Вертинского, изданную в 1919 году, потребовалось разрешение дочерей, сестер Марианны и Анастасии, поскольку Вертинский умер в 1957 году.

Закон разрешает цитирование с неопределенной формулировкой «в объеме, оправданном целями цитирования». А если цель - сделать доступной всем статью достоеведа, которая опубликована в малотиражном сборнике, распроданном давным-давно? Или весь сборник таких статей?

Рублев предложил всем подумать о том, можно ли изменить 70-летний запрет. Конечно, когда речь идет о коммерческих книжках, публикация в Интернете нарушает интересы авторов и издателей. Но если выходит научное издание небольшим тиражом, то, по мнению Рублева, разумный срок запрета на его воспроизведение в Сети - два года. Если за это время тираж не распродан, то процесс реализации может растянуться на десятилетия. И все это время специалисты не смогут, удобно сидя дома или в рабочих кабинетах, в любое время дня и ночи работать с материалами по Достоевскому. Именно о таких возможностях с благодарностью говорили участники встречи с редактором сетевого издания.

Еще одна проблема - оцифровка рукописей писателя. Рублев мечтает дополнить свой сайт таким разделом, который наверняка будет интересен не только узким специалистам-филологам. РГБ запросила за каждый отсканированный лист по 3 тысячи рублей. «Не понимаю, почему так дорого должен стоить процесс переноса рукописи из комнаты, где она хранится, в соседнюю, где расположен сканер, и одно нажатие кнопки», - размышляет Рублев. Выпуская некоммерческое сетевое издание на свои личные средства, он не может платить по таким тарифам.

Наша газета поинтересовалась у Рублева, не пробовал ли он обращаться за помощью к государственным структурам или создать фонд, который будет собирать средства на развитие сайта.

К фондам у него отрицательное отношение, это всегда потеря независимости. Что касается казенных учреждений, то как-то раз он обратился в одно из них на предмет подачи заявки на получение гранта. Ответ был обескураживающим: «Вот если бы у вас еще ничего не было, то грант можно выдать. А на развитие существующего проекта денег не даем».

После этого Рублев зарекся просить о финансовой помощи, но с радостью примет уточнения, исправления, советы по содержанию своего ресурса. Адрес издания в сети www.fedordostoevsky.ru.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?