Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович

В Музее Достоевского состоялась встреча филологов и почитателей творчества русского классика с Сергеем Рублевым, московским журналистом, главным редактором сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». Петербургские литературоведы благодарили за важную работу, гость говорил о проблемах с авторским правом.

Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Занятие Достоевским не входило и не входит в круг профессиональных занятий Рублева. По его словам, посмотрев телевизионный сериал Дмитрия Светозарова по «Преступлению и наказанию», он решил оцифровать и выложить в сеть все прижизненные издания великого писателя и этим ограничиться. Тем более что серьезные ресурсы по Достоевскому существуют, например, разделы, ему посвященные, на сайтах Пушкинского Дома и Петрозаводского университета.

Работа началась 4 года назад, и для Рублева выяснилось много интересного. Например, повесть «Двойник» выходила в журнале «Отечественные записки» в 1846 году в двух изданиях и печаталась в разных типографиях. Раз был другой набор, то автор мог вносить корректуры. Первая часть «Записок из Мертвого дома» была издана в 1862 году, на разных книжках указаны разные даты цензурного разрешения - 8 января и 21 июля 1862 года. Вторая часть этого издания по каким-то причинам не выходила.

На обложке второго издания «Дневника писателя за 1876 год», выпущенного в 1879-м, указана «Типография Ю. Штауф (И. Фишон) в Кузнечном переулке № 20». Рублеву не удалось выяснить, что это за типография и кто такие или кто такой этот Штауф (Фишон).

Достоевский, его жизнь и литература затягивают, сетевое издание стало пополняться разделами «биография», «воспоминания», «исследования», «новости» и т. д. В последнем разделе недавно появилось сообщение о намерении омских следователей установить в городе памятник Порфирию Петровичу из «Преступления и наказания».

Теперь в планах Рублева выложить всего Достоевского: рукописи, прижизненные публикации в газетах, исследования творчества, начиная с полного собрания альманаха «Достоевский и мировая литература».

Многие специалисты сами присылают ему свои книги и диссертации, таким образом давая разрешение на их выкладывание в свободном доступе. Но закон об авторском праве никто не отменял. Какие-то права могут принадлежать издательствам. Рублев признается, что некоторые материалы опубликованы на сайте без разрешения правообладателей. У него просто нет ни времени, ни возможностей опрашивать всех.

Как известно, Гражданский кодекс защищает право автора в течение 70 лет после его смерти. Когда по другому поводу Рублеву потребовалось воспроизвести крошечную брошюру с песней Александра Вертинского, изданную в 1919 году, потребовалось разрешение дочерей, сестер Марианны и Анастасии, поскольку Вертинский умер в 1957 году.

Закон разрешает цитирование с неопределенной формулировкой «в объеме, оправданном целями цитирования». А если цель - сделать доступной всем статью достоеведа, которая опубликована в малотиражном сборнике, распроданном давным-давно? Или весь сборник таких статей?

Рублев предложил всем подумать о том, можно ли изменить 70-летний запрет. Конечно, когда речь идет о коммерческих книжках, публикация в Интернете нарушает интересы авторов и издателей. Но если выходит научное издание небольшим тиражом, то, по мнению Рублева, разумный срок запрета на его воспроизведение в Сети - два года. Если за это время тираж не распродан, то процесс реализации может растянуться на десятилетия. И все это время специалисты не смогут, удобно сидя дома или в рабочих кабинетах, в любое время дня и ночи работать с материалами по Достоевскому. Именно о таких возможностях с благодарностью говорили участники встречи с редактором сетевого издания.

Еще одна проблема - оцифровка рукописей писателя. Рублев мечтает дополнить свой сайт таким разделом, который наверняка будет интересен не только узким специалистам-филологам. РГБ запросила за каждый отсканированный лист по 3 тысячи рублей. «Не понимаю, почему так дорого должен стоить процесс переноса рукописи из комнаты, где она хранится, в соседнюю, где расположен сканер, и одно нажатие кнопки», - размышляет Рублев. Выпуская некоммерческое сетевое издание на свои личные средства, он не может платить по таким тарифам.

Наша газета поинтересовалась у Рублева, не пробовал ли он обращаться за помощью к государственным структурам или создать фонд, который будет собирать средства на развитие сайта.

К фондам у него отрицательное отношение, это всегда потеря независимости. Что касается казенных учреждений, то как-то раз он обратился в одно из них на предмет подачи заявки на получение гранта. Ответ был обескураживающим: «Вот если бы у вас еще ничего не было, то грант можно выдать. А на развитие существующего проекта денег не даем».

После этого Рублев зарекся просить о финансовой помощи, но с радостью примет уточнения, исправления, советы по содержанию своего ресурса. Адрес издания в сети www.fedordostoevsky.ru.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.