Броневик в Голубом зале
После успешной выставки к столетию русской революции «Пиранезианство в советской архитектуре 1920 - 1930-х годов» Музей Академии художеств открыл в своем Голубом зале интересное продолжение - «Монумент. Пропаганда».

ФОТО АВТОРА
Новый проект соединил показ памятников на чертежах и в гипсовых моделях, а также несколько архитектурных эскизов, созданных в первые годы советской власти.
Небольшая модель памятника Фердинанду Лассалю скульптора Виктора Синайского ценна тем, что создана самим автором. Памятник из гипса был открыт в 1918 году и не сохранился.
Бюст В. Володарского (на снимке) был создан Линой Блезе-Манизер для памятника революционеру на проспекте Обуховской Обороны. Редкая возможность увидеть вблизи сочетание конструктивистских приемов и портретного сходства.
К десятилетию революции архитектор Иван Фомин создал проект движущейся декорации для установки на площади Восстания 7 ноября 1927 года. На эскизе хорошо видно, что мэтр использовал идею, придуманную художником Владимиром Татлиным для «Башни III Интернационала».
Через пять лет архитектор Андрей Белогруд и его группа спроектировали оформление праздничной трибуны на Дворцовой площади. Если верить бумаге, то тогда здание было окрашено в терракотовый цвет, под него подбирался колер трибуны. Но важнее было выполнить предписания Ленинградского пролеткульта: уменьшаются интервалы размещения знамен по мере приближения к трибуне. С главной площадки, где находятся вожди, звучат репродукторы. С аэропланов сбрасывают листовки.
Основной раздел выставки посвящен истории создания памятника Ленину у Финляндского вокзала. Был объявлен всесоюзный конкурс, в котором приняли участие лучшие советские архитекторы и скульпторы. Как свидетельствовал современник, соревновались обелиски с броневиками. Первый тур не выявил победителя, но вместо второго тура заказ отдали команде - Сергей Евсеев, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Время показало, что это было правильное решение.
Специально для выставки отреставрированы три больших эскиза, поданных разными авторами на конкурс проектов здания Выборгского райсовета, который состоялся в 1931 году. Сочетанием прямоугольных объемов и высокой башни они напоминают Кировский райсовет Ноя Троцкого. Любопытная деталь - на двух чертежах из трех изображен памятник Ленину у Финляндского вокзала. Возможно, программа конкурса предполагала тотальное изменение застройки этой части Ленинграда и полную реконструкцию вокзала. Но точный ответ могут дать только исследования в архивах.
Выставку завершает изящный барельеф Натана Альтмана, изображающий наркома просвещения Анатолия Луначарского. По некоторым воспоминаниям, именно эта работа открыла художнику ворота в Кремль, где он вылепил портрет Ленина - первое изображение вождя, показанное на Западе.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и FacebookСамое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии