Броненосец «Большая ржака»

На «Первом канале» демонстрируется телесериал Виталия Москаленко «Орлова и Александров» – «основанный на реальных событиях» биографический фильм о судьбе выдающейся пары советских кинематографистов и о тех, кто был рядом с ними.

Броненосец «Большая ржака» | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

В популярном жанре экранного «каравана историй» биографии актеров занимают особое место. Монархи, политики, военачальники, ученые, композиторы и бандиты все-таки более интересны своими жизненными сюжетами, нежели тем, как они выглядели и что их внешность сообщала миру. Актер – особенно великий актер, и тем более кинозвезда – как раз тем и характерен, что его облик, сотканный из тени и света на экране, значит куда больше, чем перипетии личной биографии. Он уникален, другого такого не будет.

Можно попытаться наложить хитроумный грим, подобрать костюм, имитировать голос и интонацию, выучить повадки и манеры – даже подсмотреть и воспроизвести какие-нибудь совсем особенные мельчайшие ужимки. Но магия уйдет, и все уж будет «не то». Даже если в роли имитатора выступит вполне достойный мастер. Но Николь Кидман не станет Грейс Келли, а Хелена Бонэм Картер – Элизабет Тейлор. И их самих тоже вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сыграет всерьез – хотя биографии у каждой весьма интересны.

Изобретают и иные, совсем уж изощренные пути: в британском фильме «Семь дней и ночей с Мэрилин» актеров подбирали, ориентируясь не столько на внешнее сходство, сколько на место каждого в современной английской культуре – так Кеннет Брана стал Лоренсом Оливье (поскольку его долго называли «наследником»), а дама Джуди Денч – дамой Сибил Торндайк. Но с Мэрилин, которую старательно и небессмысленно играла Мишель Уильямс, все равно ничего толком не вышло. Вообще по-настоящему сделать байопик великого актера получилось, кажется, лишь однажды – когда Ричард Аттенборо снял «Чаплина» с Робертом Дауни-младшим в главной роли. Но это исключение лишь подтверждает правило.

Впрочем, создатели «Орловой и Александрова» такими проблемами, похоже, не были слишком обеспокоены. Режиссер Виталий Москаленко, чей последний фильм носил характерное название «Большая ржака», в качестве биографии великой советской кинозвезды Любови Орловой предложил публике продукт, неотличимый от низкопробного отечественного телевизионного «мыла», где бесконечные бытовые дрязги и нелепые положения, которые по триста серий кряду обсуждают герои, безвинно порочат имя мелодрамы.

«Орлова и Александров» – это парад-алле ряженных в пестрые костюмы персонажей, немыслимые свалявшиеся парики, по большей части немолодые, сильно раскрашенные актерские лица, невыносимый наигрыш, дикие ужимки и феерические диалоги. Какими бы профессиональными достоинствами ни обладали актеры, занятые в центральных ролях, зрелище в целом не тянет даже на обычный актерский капустник, более всего напоминая захолустное шоу двойников.

При этом нельзя сказать, что авторы сериала совсем уж простодушны. Напротив, они непрестанно что-то имеют в виду. Олеся Судзиловская не просто так жеманится и манерничает – она с трогательным старанием имитирует повадки Анюты, героини «Светлого пути», все эти потешные взгляды исподлобья и угловатость водевильной крестьянки. Вот только изображает она в этот момент не Анюту, а юную Любовь Орлову, воспитанную барышню из дворянской семьи. Авторы не без доли снобизма подчеркивают социальное происхождение своей героини, однако это не мешает ей дичиться, сюсюкать, капризно тянуть гласные и скакать, как коза. И режиссер не видит тут противоречия.

Где и когда артист Анатолий Белый, играющий Григория Александрова, успел приобрести застывший оловянный взгляд и начисто утратить свое обаяние, сказать не берусь. Но все это еще не причина так жестоко пытать его откровенно клоунским париком и так откровенно монтировать его умеренные акробатические эскапады с трюками профессионального циркача.

Тяжелым испытанием для публики, видевшей «Веселых ребят» Александрова, оказался Николай Добрынин в роли Леонида Утесова. Опытный артист честно старается: он самоотверженно перекрасился в блондина, он имитирует утесовскую хрипотцу, он очевидно изучил и воспроизводит мимику знаменитого певца (поет, впрочем, не сам) – но его сцены на экране чаще всего приходится просто перетерпеть, жалея о напрасно затраченных хорошим актером усилиях. Юлия Рутберг, изображавшая великую Фаину Раневскую, похоже, сдалась сразу.

Виталий Хаев героически пытается отстоять образ Сергея Эйзенштейна, а Андрею Смолякову явно не хватает сценарных возможностей, чтобы развернуться в роли Максима Горького, но тут уже дело не столько в актерской игре, сколько в качестве текста и режиссерских представлениях об искусстве как таковом. Если уж в кадр попал Эйзенштейн, то он непременно должен сказать пару слов о теории монтажа и снять кинокартину «Броненосец «Потемкин». Вот он и говорит – пару слов. Первых попавшихся. И даже успевает показать сцены из пролеткультовских спектаклей «Дневник Глумова» и «Мексиканец» – так, как они представляются режиссеру «Большой ржаки». «Биомеханику знаете?» – спрашивает Эйзенштейн красноармейцев Александрова и Пырьева. «Знаем!» – радостно отвечают те и немедленно начинают подпрыгивать. Сериал Москаленко жалок в своей наивной вульгарности, но когда он позволяет себе многозначительные экскурсы в историю кино и театра, он становится просто непереносим.

«Орлова и Александров» беззастенчиво путает документ с анекдотом, а историю – со сплетнями, мешает в один сюжет реальные события с лубочными фантазиями (Люба Орлова гадает на жениха – и видит в зеркале Александрова) и досужими слухами (актрису «пытались отравить» с помощью черных роз). Но даже это полбеды. Куда ужаснее навязываемые зрителю пошлейшие представления о «подлинной жизни» деятелей искусства и разнузданных нравах закулисья. Омерзительнее Немировича-Данченко (Владимир Коренев), пристающего к артистке Орловой с сальностями и декламирующего при этом Тютчева, трудно что-то вообразить. Разве что совет опытной актрисы дебютантке: «Прежде чем что-то получить, надо сначала хорошо дать». На этом фоне даже недвусмысленные намеки товарища Сталина выглядят вполне невинно – он всего лишь пытается соответствовать.

«Я наигрываю?» – удивляется Орлова-Судзиловская, услышав колкость от оператора. «Ну что ты! – утешает ее влюбленный Александров. – Ты посмотри, какая у тебя органика!» – и немедленно хватает диву за попу.

Остается порадоваться за «Первый канал» – в его вечернем эфире «Орлова и Александров» и в самом деле смотрятся предельно «органично».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5425) от 26.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...