Броненосец «Большая ржака»

На «Первом канале» демонстрируется телесериал Виталия Москаленко «Орлова и Александров» – «основанный на реальных событиях» биографический фильм о судьбе выдающейся пары советских кинематографистов и о тех, кто был рядом с ними.

Броненосец «Большая ржака» | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

В популярном жанре экранного «каравана историй» биографии актеров занимают особое место. Монархи, политики, военачальники, ученые, композиторы и бандиты все-таки более интересны своими жизненными сюжетами, нежели тем, как они выглядели и что их внешность сообщала миру. Актер – особенно великий актер, и тем более кинозвезда – как раз тем и характерен, что его облик, сотканный из тени и света на экране, значит куда больше, чем перипетии личной биографии. Он уникален, другого такого не будет.

Можно попытаться наложить хитроумный грим, подобрать костюм, имитировать голос и интонацию, выучить повадки и манеры – даже подсмотреть и воспроизвести какие-нибудь совсем особенные мельчайшие ужимки. Но магия уйдет, и все уж будет «не то». Даже если в роли имитатора выступит вполне достойный мастер. Но Николь Кидман не станет Грейс Келли, а Хелена Бонэм Картер – Элизабет Тейлор. И их самих тоже вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сыграет всерьез – хотя биографии у каждой весьма интересны.

Изобретают и иные, совсем уж изощренные пути: в британском фильме «Семь дней и ночей с Мэрилин» актеров подбирали, ориентируясь не столько на внешнее сходство, сколько на место каждого в современной английской культуре – так Кеннет Брана стал Лоренсом Оливье (поскольку его долго называли «наследником»), а дама Джуди Денч – дамой Сибил Торндайк. Но с Мэрилин, которую старательно и небессмысленно играла Мишель Уильямс, все равно ничего толком не вышло. Вообще по-настоящему сделать байопик великого актера получилось, кажется, лишь однажды – когда Ричард Аттенборо снял «Чаплина» с Робертом Дауни-младшим в главной роли. Но это исключение лишь подтверждает правило.

Впрочем, создатели «Орловой и Александрова» такими проблемами, похоже, не были слишком обеспокоены. Режиссер Виталий Москаленко, чей последний фильм носил характерное название «Большая ржака», в качестве биографии великой советской кинозвезды Любови Орловой предложил публике продукт, неотличимый от низкопробного отечественного телевизионного «мыла», где бесконечные бытовые дрязги и нелепые положения, которые по триста серий кряду обсуждают герои, безвинно порочат имя мелодрамы.

«Орлова и Александров» – это парад-алле ряженных в пестрые костюмы персонажей, немыслимые свалявшиеся парики, по большей части немолодые, сильно раскрашенные актерские лица, невыносимый наигрыш, дикие ужимки и феерические диалоги. Какими бы профессиональными достоинствами ни обладали актеры, занятые в центральных ролях, зрелище в целом не тянет даже на обычный актерский капустник, более всего напоминая захолустное шоу двойников.

При этом нельзя сказать, что авторы сериала совсем уж простодушны. Напротив, они непрестанно что-то имеют в виду. Олеся Судзиловская не просто так жеманится и манерничает – она с трогательным старанием имитирует повадки Анюты, героини «Светлого пути», все эти потешные взгляды исподлобья и угловатость водевильной крестьянки. Вот только изображает она в этот момент не Анюту, а юную Любовь Орлову, воспитанную барышню из дворянской семьи. Авторы не без доли снобизма подчеркивают социальное происхождение своей героини, однако это не мешает ей дичиться, сюсюкать, капризно тянуть гласные и скакать, как коза. И режиссер не видит тут противоречия.

Где и когда артист Анатолий Белый, играющий Григория Александрова, успел приобрести застывший оловянный взгляд и начисто утратить свое обаяние, сказать не берусь. Но все это еще не причина так жестоко пытать его откровенно клоунским париком и так откровенно монтировать его умеренные акробатические эскапады с трюками профессионального циркача.

Тяжелым испытанием для публики, видевшей «Веселых ребят» Александрова, оказался Николай Добрынин в роли Леонида Утесова. Опытный артист честно старается: он самоотверженно перекрасился в блондина, он имитирует утесовскую хрипотцу, он очевидно изучил и воспроизводит мимику знаменитого певца (поет, впрочем, не сам) – но его сцены на экране чаще всего приходится просто перетерпеть, жалея о напрасно затраченных хорошим актером усилиях. Юлия Рутберг, изображавшая великую Фаину Раневскую, похоже, сдалась сразу.

Виталий Хаев героически пытается отстоять образ Сергея Эйзенштейна, а Андрею Смолякову явно не хватает сценарных возможностей, чтобы развернуться в роли Максима Горького, но тут уже дело не столько в актерской игре, сколько в качестве текста и режиссерских представлениях об искусстве как таковом. Если уж в кадр попал Эйзенштейн, то он непременно должен сказать пару слов о теории монтажа и снять кинокартину «Броненосец «Потемкин». Вот он и говорит – пару слов. Первых попавшихся. И даже успевает показать сцены из пролеткультовских спектаклей «Дневник Глумова» и «Мексиканец» – так, как они представляются режиссеру «Большой ржаки». «Биомеханику знаете?» – спрашивает Эйзенштейн красноармейцев Александрова и Пырьева. «Знаем!» – радостно отвечают те и немедленно начинают подпрыгивать. Сериал Москаленко жалок в своей наивной вульгарности, но когда он позволяет себе многозначительные экскурсы в историю кино и театра, он становится просто непереносим.

«Орлова и Александров» беззастенчиво путает документ с анекдотом, а историю – со сплетнями, мешает в один сюжет реальные события с лубочными фантазиями (Люба Орлова гадает на жениха – и видит в зеркале Александрова) и досужими слухами (актрису «пытались отравить» с помощью черных роз). Но даже это полбеды. Куда ужаснее навязываемые зрителю пошлейшие представления о «подлинной жизни» деятелей искусства и разнузданных нравах закулисья. Омерзительнее Немировича-Данченко (Владимир Коренев), пристающего к артистке Орловой с сальностями и декламирующего при этом Тютчева, трудно что-то вообразить. Разве что совет опытной актрисы дебютантке: «Прежде чем что-то получить, надо сначала хорошо дать». На этом фоне даже недвусмысленные намеки товарища Сталина выглядят вполне невинно – он всего лишь пытается соответствовать.

«Я наигрываю?» – удивляется Орлова-Судзиловская, услышав колкость от оператора. «Ну что ты! – утешает ее влюбленный Александров. – Ты посмотри, какая у тебя органика!» – и немедленно хватает диву за попу.

Остается порадоваться за «Первый канал» – в его вечернем эфире «Орлова и Александров» и в самом деле смотрятся предельно «органично».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5425) от 26.03.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.