Бродилки с песиком

21 августа в Петербурге начался фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах «Точка доступа». Первой «точкой» оказались окрестности станции метро «Удельная» – там, на улочках и задворках, в парке, под железнодорожным мостом, в бывшем кинотеатре «Уран» и на берегах заболоченных прудов был устроен спектакль-променад «В сторону белого «КамАЗа» продолжительностью «пять километров с одним антрактом».

Бродилки с песиком  | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено организаторами проекта

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено организаторами проекта

Спектакль-променад – это когда зрители ходят по заранее намеченному маршруту, а в это время им разными способами (индивидуально или всем вместе, с помощью печатного текста, трансляции в наушниках, живых актеров или условных знаков) рассказывают некую историю. Или же организуют их внимание и действия таким образом, что пейзажи, люди и объекты, попадающие им на глаза, провоцируют зрительское воображение. Подобный спектакль недавно появился в Петербурге – «Remote Петербург», копродукция БДТ и театральной компании Rimini Protokoll, известной во всем мире своими проектами Remote X (где Х – новый конкретный город). Особенно успешным был признан авиньонский вариант, там на фестивале его увидели многие наши театральные деятели и решили срочно завести такое же в России. И вот уже второе лето подряд по Петербургу прилежно ходят зрители, на кладбище, в метро и на улицах постигая тайны бытия, согласно распоряжению голоса из наушников. Чаще, чем спектаклями-променадами или спектаклями-путешествиями, эти опыты запросто называют «бродилками».

Театральная организация «Открытая сцена», устроившая фестиваль «Точка доступа», теперь располагает собственной «бродилкой». «В сторону белого «КамАЗа» – сочинение Всеволода Лисовского, Веры Поповой, Алексея Лобанова и Александры Ловянниковой. Участники творческой группы (а среди них есть драматург, режиссер и два художника) провели немало времени, приобщаясь к гению места станции Удельная, разговаривая с местными жителями, вникая в топографию и пытаясь творчески переосмыслить полученные впечатления.

Цель любого спектакля-путешествия – новый взгляд на привычные места, реальность под другим углом зрения. В версии сборщиков «Белого «КамАЗа» Удельная стала мистической территорией, где городские легенды и дворовые страшилки (в частности, про страшный-страшный белый «КамАЗ», в который нельзя садиться) оказались отдельными фрагментами единого эпоса, практически Троянской войной районного масштаба. Со своими Ахиллами, Агамемнонами и Одиссеями и прочими патроклами, мысленно рекрутированными из здешних пацанов (живых актеров в спектакле не будет, только тексты, картинки и воображение). Замах впечатляющий, но почему бы и нет? В конце концов, «удел» – синоним слова «судьба», а «Уран» – имя неба в греческой мифологии.

В одиссею по Удельной зрителей отправляют поодиночке, снабжая каждого карточкой-словариком с начертанными там рунами, наушниками и набором из двенадцати открыток, на которых запечатлена часть «судьбоносного» сюжета. Рунами на тротуаре, стенах домов и деревьях размечен маршрут, а в особых местах следует остановиться, сориентироваться на местности и насладиться содержимым открытки. На каждой из двенадцати запечатлен соответствующий подвиг, совершенный здесь достославным героем – черным пуделем Тихоном, другом Одиссея. Победа над Немейским львом, Гидрой, Стимфалийскими птицами, Авгиевы конюшни и прочее.

Чем-то подобным был известен некто Геракл, но на Удельной – свои герои. Дотопали вы до нужной руны, нашли открыточку и внимаете надписи, к примеру, такой: «Здесь Тихон усердно и тщательно оттрепал кота по имени Лев, принадлежащего жителю третьего подъезда Немейскому П. С.». Можно поразмышлять, проникнуться прихотливым устройством космоса неподалеку от Ярославского проспекта и топать себе дальше, выискивая тайные знаки и наслаждаясь погожим летним днем (по театральному этапу публику отправляют четыре раза в день).

Удельный парк, до которого вы добрались по «хлебным крошкам», к некоторому смущению здешних мирных обитателей, щедро утыкан плакатами и памятными табличками, указывающими на следы недавней удельной Троянской войны: приглядевшись к песочнице и какому-то мусору, вы наверняка разглядите очертания разрушенного на этом месте Парфенона, ржавая железяка, торчащая из холмика, предоставит вам шанс вытащить «меч из камня», остатки рельсов, несомненно, окажутся железнодорожной веткой, проведенной прямиком из Аида, большое дерево превратится в Мировое древо Иггдрасиль, а голос, звучащий в наушниках, примется бормотать историю Женщины-кошки, которая тут тоже страшно важна.

В такую солнечную погоду грех требовать единства сюжета – «в сторону белого «КамАЗа» авторов несет единственно их буйная фантазия, а получившийся модный «мэш ап» (жанр, смешивающий исходные источники в некое единство) на месте Удельного парка устраивает собственное, весьма специфическое Лукоморье. Где не русалка на ветвях сидит, а чихуа-хуа превращается в дракона, валькирия становится местной алкоголичкой Каплуновой, а белка теряет волшебный меч. Белки тут в парке и правда есть. Мечей при них нет, стало быть – потеряли.

Все это забавно, мило и наверняка способно доставить массу приятных впечатлений (в подходящую погоду) зрителям, которым нравится делать то, что им велят, и у кого нарочито сниженная лексика «удельной мифологии» и фольклорная стилизация под «перевод Гомера на русский гопницкий» не вызывает смущения. Для иных же по пути почти наверняка найдутся «магниты попритягательней», чем крышки люков и камни на пригорках: в этом районе много старых разрушенных домов, в том числе – позапрошлого века. И глядя на жуткие, но оттого не менее выразительные руины, взрослому зрителю, пожалуй, трудно целиком раствориться в иллюзии сиреневого кустика, которой предлагает вдохновиться невнятный бубнеж в наушниках. Разоружившаяся белка держится молодцом, однако у этих мест есть и собственный сюжет – и он, как назло, то и дело оказывается сильнее «троянских» глюков.

Впрочем, внимает «путешественник» авторским указаниям, подстраивая под них свое воображение, или же сопротивляется им, открывая попутно в собственном сознании помимо фестивальной «Точки доступа» еще пару сцен, включая камерную экспериментальную, его мысли не выходят за пределы парка, который и впрямь театрализуется, лишаясь внятных реальных очертаний. И в котором в любом случае можно пока погулять. А потом еще пока погулять.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (5528) от 24.08.2015.


Комментарии