Мариинский театр представил «Путеводитель по оркестру»

В Мариинском театре отметили 105-летие со дня рождения британского гения ХХ века Бенджамина Бриттена. Представили премьеру его «Путеводителя по оркестру» и нового юного исполнителя партии Майлза в опере «Поворот винта» - 12-летнего ученика Хорового училища Григория Андрулиса.

Мариинский театр представил «Путеводитель по оркестру» | © Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2018 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2018 г.

Произведений Бриттена в репертуаре Мариинского театра немного - оперы «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь». Теперь появился еще его знаменитый «Путеводитель по оркестру», музыкально и содержательно менее развлекательный, чем «Петя и Волк» Сергея Прокофьева, более развернутый, рассчитанный на более взрослую аудиторию. Потому он дается в один вечер с «Простой симфонией» Бриттена. Кстати, смело можно будет взяться в будущем и за удивительное творческое «лего» Бриттена - интерактивный проект «Давайте ставить оперу».

Камерная опера «Поворот винта» по новелле Генри Джеймса была поставлена в Мариинском театре в 2006 году шотландцем Дэвидом Маквикаром, одним из лучших режиссеров современности. В своих интерпретациях классики он никогда не прибегает к скандальному осовремениванию, сохраняя исторический контекст. При этом его версии опер Верди или Гуно, Чилеа или Берлиоза обретают актуальность куда более беспощадную, чем при всевозможных перелицовываниях и переносах во времени.

Маквикар ведет открытый диалог с композитором и либреттистом. Цветовая гамма в «Повороте винта» - нечто от дагерротипа в серо-коричневых тонах, от помутневшего зеркала. Художник-постановщик Таня Маккаллин вместе с художником по свету Адамом Сильверманом создали пространство с возможностью показа разных планов, с иллюзией скрытой камеры. Почти готическая история о том, как два призрака - Питер Куинт и Мисс Джессел, много грешившие при жизни, - решают завладеть душами детей, чтобы через них вернуться в реальность, подана здесь в сочетании эстетского и ужасного, мистического. Музыкальный материал (за который, согласно партитуре, должен отвечать камерный оркестр из 13 инструментов) вкупе со стремительно меняющимися крупными и общими, задними и передними планами создает ощущение зыбкости сознания. В этой опере не может быть неточных движений, оттяжек и остановок, это чревато мгновенным развалом.

Дети в произведениях Бриттена занимают особое место. Композитор писал для них и детскую музыку, преимущественно хоровую, как, например, водевиль «Золотая тщета», цикл «Рождественские песни» и многое другое. В «Повороте винта» он сделал мальчика исполнителем с полноценными взрослыми задачами. Так бескомпромиссно подошел он к решению художественной цели - поручить не травестийному меццо-сопрано, а настоящему подростку исполнить роль мальчика из новеллы. А ведь в финале оперы мальчик погибает.

Бриттен вслед за Джеймсом показал, каким беспомощным становится мир взрослых, защищая детей от злых сил, и как сильны могут быть дети, принимающие мужественные решения. Произнеся в «Повороте винта» фразу: «Питер Куинт - дьявол!», мальчик как бы убивает призрака, лишая его власти над собой, но умирает и сам на руках Гувернантки (на снимке: в этой роли - Ирина Васильева).

До Григория Андрулиса роль Майлза пели и другие мальчики. Но после первого исполнителя этой партии Николая Ирви, также учащегося Хорового училища, исполнившего эту партию на премьере в 2006 году (сегодня он - солист хора Мариинского театра), Григорий очень успешно взял непростую бриттеновскую высоту. В его голосе была слышна не только отличная вокальная техника (педагог - Надежда Дробышевская), но, что важнее, - артистизм, интонационное богатство, глубина понимания. Правда, боевое крещение Григория случилось минувшим летом в концертном исполнении оперы «Затмение» Александра Раскатова. Там ему пришлось исполнять партию маленького Сергея Муравьева-Апостола, по сути - ангела, после чего этому молодому человеку уже ничего не должно быть страшно.

Маэстро Гавриэль Гейне вел оркестр, словно ограждая сознание - свое и слушателей - от затягивающей мистики и атмосферы давящего ужаса.

День рождения Бриттена - 22 ноября, а 10 ноября в Концертном зале Мариинского театра можно будет услышать и «Путеводитель по оркестру», и «Золотую тщету» в исполнении хора мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки под управлением Владимира Беглецова в сопровождении пианиста Алексея Гориболя.

#опера #Мариинский театр #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (6311) от 30.10.2018 под заголовком «Бриттен и Гриша».


Комментарии