Мариинский театр представил «Путеводитель по оркестру»

В Мариинском театре отметили 105-летие со дня рождения британского гения ХХ века Бенджамина Бриттена. Представили премьеру его «Путеводителя по оркестру» и нового юного исполнителя партии Майлза в опере «Поворот винта» - 12-летнего ученика Хорового училища Григория Андрулиса.

Мариинский театр представил «Путеводитель по оркестру» | © Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2018 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2018 г.

Произведений Бриттена в репертуаре Мариинского театра немного - оперы «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь». Теперь появился еще его знаменитый «Путеводитель по оркестру», музыкально и содержательно менее развлекательный, чем «Петя и Волк» Сергея Прокофьева, более развернутый, рассчитанный на более взрослую аудиторию. Потому он дается в один вечер с «Простой симфонией» Бриттена. Кстати, смело можно будет взяться в будущем и за удивительное творческое «лего» Бриттена - интерактивный проект «Давайте ставить оперу».

Камерная опера «Поворот винта» по новелле Генри Джеймса была поставлена в Мариинском театре в 2006 году шотландцем Дэвидом Маквикаром, одним из лучших режиссеров современности. В своих интерпретациях классики он никогда не прибегает к скандальному осовремениванию, сохраняя исторический контекст. При этом его версии опер Верди или Гуно, Чилеа или Берлиоза обретают актуальность куда более беспощадную, чем при всевозможных перелицовываниях и переносах во времени.

Маквикар ведет открытый диалог с композитором и либреттистом. Цветовая гамма в «Повороте винта» - нечто от дагерротипа в серо-коричневых тонах, от помутневшего зеркала. Художник-постановщик Таня Маккаллин вместе с художником по свету Адамом Сильверманом создали пространство с возможностью показа разных планов, с иллюзией скрытой камеры. Почти готическая история о том, как два призрака - Питер Куинт и Мисс Джессел, много грешившие при жизни, - решают завладеть душами детей, чтобы через них вернуться в реальность, подана здесь в сочетании эстетского и ужасного, мистического. Музыкальный материал (за который, согласно партитуре, должен отвечать камерный оркестр из 13 инструментов) вкупе со стремительно меняющимися крупными и общими, задними и передними планами создает ощущение зыбкости сознания. В этой опере не может быть неточных движений, оттяжек и остановок, это чревато мгновенным развалом.

Дети в произведениях Бриттена занимают особое место. Композитор писал для них и детскую музыку, преимущественно хоровую, как, например, водевиль «Золотая тщета», цикл «Рождественские песни» и многое другое. В «Повороте винта» он сделал мальчика исполнителем с полноценными взрослыми задачами. Так бескомпромиссно подошел он к решению художественной цели - поручить не травестийному меццо-сопрано, а настоящему подростку исполнить роль мальчика из новеллы. А ведь в финале оперы мальчик погибает.

Бриттен вслед за Джеймсом показал, каким беспомощным становится мир взрослых, защищая детей от злых сил, и как сильны могут быть дети, принимающие мужественные решения. Произнеся в «Повороте винта» фразу: «Питер Куинт - дьявол!», мальчик как бы убивает призрака, лишая его власти над собой, но умирает и сам на руках Гувернантки (на снимке: в этой роли - Ирина Васильева).

До Григория Андрулиса роль Майлза пели и другие мальчики. Но после первого исполнителя этой партии Николая Ирви, также учащегося Хорового училища, исполнившего эту партию на премьере в 2006 году (сегодня он - солист хора Мариинского театра), Григорий очень успешно взял непростую бриттеновскую высоту. В его голосе была слышна не только отличная вокальная техника (педагог - Надежда Дробышевская), но, что важнее, - артистизм, интонационное богатство, глубина понимания. Правда, боевое крещение Григория случилось минувшим летом в концертном исполнении оперы «Затмение» Александра Раскатова. Там ему пришлось исполнять партию маленького Сергея Муравьева-Апостола, по сути - ангела, после чего этому молодому человеку уже ничего не должно быть страшно.

Маэстро Гавриэль Гейне вел оркестр, словно ограждая сознание - свое и слушателей - от затягивающей мистики и атмосферы давящего ужаса.

День рождения Бриттена - 22 ноября, а 10 ноября в Концертном зале Мариинского театра можно будет услышать и «Путеводитель по оркестру», и «Золотую тщету» в исполнении хора мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки под управлением Владимира Беглецова в сопровождении пианиста Алексея Гориболя.

#опера #Мариинский театр #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (6311) от 30.10.2018 под заголовком «Бриттен и Гриша».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?