Бриллианты Марины

Как обычно отмечают юбилеи художники? Правильно - новыми выставками. Так поступила и Марина Азизян. С 22 февраля в Музее театрального и музыкального искусства на площади Островского открыта ее выставка «Заговор «не таких».

Бриллианты Марины | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Представлены эскизы к одноименному анимационному фильму Андрея Хржановского по сценарию Юрия Арабова. Это фантазия на тему оперы «Нос» и других произведений Шостаковича. Петербургская фантасмагория Гоголя - и не менее фантасмагорическая реальность, в которой существовал отечественный театр первой половины XX века, будут дополнять друг друга. Гоголь и его герои, Шостакович, Мейерхольд, Булгаков, а также Сталин, Ягода, Жданов встретятся друг с другом. Работа над фильмом длится уже три года, когда она завершится - пока неизвестно. А до выхода фильма эскизы, сделанные Мариной Азизян, публиковать нельзя. Так что сфотографировать их мы не смогли, но у всех, кому интересно, достаточно времени, чтобы прийти в музей и погрузиться в этот странный, иногда смешной, а порой - страшноватый мир. Выставка продлится до 21 мая, а потом переедет в Москву в Театральный музей им. Бахрушина.

Мне и множеству поклонников таланта Марины Азизян, конечно, хотелось бы, чтобы юбилейная выставка была более масштабной, ретроспективной. Чтобы мы могли увидеть ее эскизы и костюмы к театральным спектаклям (всего их в ее послужном списке около сотни), к знакомым с детства фильмам, которые словно стали частью генетического кода нескольких поколений.

С «Ленфильмом» Азизян сотрудничала три десятка лет. Оформленные художником фильмы «Старая, старая сказка», «Монолог», «Синяя птица» и многие другие вошли в Золотой фонд российского кинематографа.

Американский режиссер Джордж Кьюкор, который снимал «Синюю птицу» на «Ленфильме», поначалу предполагал работать с английским художником по костюмам. Но Элизабет Тейлор, которая играла Свет, забраковала их. И тогда Марину Азизян вызвали к директору нашей «фабрики грез» и предложили срочно сделать эскизы костюмов для кинозвезды. Элизабет Тейлор приняла предложения художника безоговорочно. Роскошное белое платье, расшитое серебристыми пайетками, к счастью, сохранилось, его можно иногда видеть на выставках и в музее киностудии.

Когда в 1990-е годы не было работы в кино и театре, Марина Азизян занялась «шитьем». Ее «шитые» картины, сотворенные из лоскутков тканей, помнится, демонстрировались в Фонтанном доме в 1994 году. А в 2004-м в Эрмитаже прошла выставка «Фантастический словарь Тонино Гуэрры»: 25 «шитых» картин, навеянных новеллами сценариста, соратника великого Феллини. Тогда она сказала, что рассматривает свою работу с тканью как продолжение театра. А еще она придумала рождественские выставки в Музее Анны Ахматовой и несколько лет была их куратором, объединив художников и зрителей разных поколений. В последнее время создает святочные выставки «От звезды до воды» в МИСПе. Казалось бы, можно почивать на лаврах. Но для творческого человека это невозможно.

Всем, кто попал на вернисаж в Театральном музее, повезло. Во второй части вечера Марина Азизян читала свои «крошечно-бриллиантовые истории» (так их назвал Юрий Молодковец, фотограф Государственного Эрмитажа). Короткие зарисовки - своего рода эскизы, только выраженные в слове: воспоминания о работе в кино и театре, истории из обыденной жизни, рассказанные без пафоса, с юмором, сквозь который иногда пробивается печаль.

А есть и такие истории, которые могут помочь в реальной жизни. Вот одна из них, прочитанная Мариной Цолаковной на вечере:

«Лежала в больнице. Соседка обращается ко мне: «Женщина, на обед!». Я говорю: «Пожалуйста, не называйте меня женщиной». В ответ слышу: «А кто же вы, как не женщина?». И я задумалась: как же быть в таких ситуациях?».

Действительно, как? Хорошо, например, французам с их «мадам» и «месье». Но что делать нам, как обратиться к человеку, имени которого мы не знаем? И Марина Цолаковна предложила множество вариантов: дорогая (или дорогой); доченька, сынок (если люди намного моложе); барышня, красавица, милая дама, симпатичный гражданин, приятный незнакомец... А еще можно - друг мой, дружочек...

Очень надеемся, что все эти «бриллиантики» сложатся в книгу.

#Марина Азизян #творчество #выставка

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.