Главная городская газета

Бриллианты Марины

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Бриллианты Марины | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Как обычно отмечают юбилеи художники? Правильно - новыми выставками. Так поступила и Марина Азизян. С 22 февраля в Музее театрального и музыкального искусства на площади Островского открыта ее выставка «Заговор «не таких».

Представлены эскизы к одноименному анимационному фильму Андрея Хржановского по сценарию Юрия Арабова. Это фантазия на тему оперы «Нос» и других произведений Шостаковича. Петербургская фантасмагория Гоголя - и не менее фантасмагорическая реальность, в которой существовал отечественный театр первой половины XX века, будут дополнять друг друга. Гоголь и его герои, Шостакович, Мейерхольд, Булгаков, а также Сталин, Ягода, Жданов встретятся друг с другом. Работа над фильмом длится уже три года, когда она завершится - пока неизвестно. А до выхода фильма эскизы, сделанные Мариной Азизян, публиковать нельзя. Так что сфотографировать их мы не смогли, но у всех, кому интересно, достаточно времени, чтобы прийти в музей и погрузиться в этот странный, иногда смешной, а порой - страшноватый мир. Выставка продлится до 21 мая, а потом переедет в Москву в Театральный музей им. Бахрушина.

Мне и множеству поклонников таланта Марины Азизян, конечно, хотелось бы, чтобы юбилейная выставка была более масштабной, ретроспективной. Чтобы мы могли увидеть ее эскизы и костюмы к театральным спектаклям (всего их в ее послужном списке около сотни), к знакомым с детства фильмам, которые словно стали частью генетического кода нескольких поколений.

С «Ленфильмом» Азизян сотрудничала три десятка лет. Оформленные художником фильмы «Старая, старая сказка», «Монолог», «Синяя птица» и многие другие вошли в Золотой фонд российского кинематографа.

Американский режиссер Джордж Кьюкор, который снимал «Синюю птицу» на «Ленфильме», поначалу предполагал работать с английским художником по костюмам. Но Элизабет Тейлор, которая играла Свет, забраковала их. И тогда Марину Азизян вызвали к директору нашей «фабрики грез» и предложили срочно сделать эскизы костюмов для кинозвезды. Элизабет Тейлор приняла предложения художника безоговорочно. Роскошное белое платье, расшитое серебристыми пайетками, к счастью, сохранилось, его можно иногда видеть на выставках и в музее киностудии.

Когда в 1990-е годы не было работы в кино и театре, Марина Азизян занялась «шитьем». Ее «шитые» картины, сотворенные из лоскутков тканей, помнится, демонстрировались в Фонтанном доме в 1994 году. А в 2004-м в Эрмитаже прошла выставка «Фантастический словарь Тонино Гуэрры»: 25 «шитых» картин, навеянных новеллами сценариста, соратника великого Феллини. Тогда она сказала, что рассматривает свою работу с тканью как продолжение театра. А еще она придумала рождественские выставки в Музее Анны Ахматовой и несколько лет была их куратором, объединив художников и зрителей разных поколений. В последнее время создает святочные выставки «От звезды до воды» в МИСПе. Казалось бы, можно почивать на лаврах. Но для творческого человека это невозможно.

Всем, кто попал на вернисаж в Театральном музее, повезло. Во второй части вечера Марина Азизян читала свои «крошечно-бриллиантовые истории» (так их назвал Юрий Молодковец, фотограф Государственного Эрмитажа). Короткие зарисовки - своего рода эскизы, только выраженные в слове: воспоминания о работе в кино и театре, истории из обыденной жизни, рассказанные без пафоса, с юмором, сквозь который иногда пробивается печаль.

А есть и такие истории, которые могут помочь в реальной жизни. Вот одна из них, прочитанная Мариной Цолаковной на вечере:

«Лежала в больнице. Соседка обращается ко мне: «Женщина, на обед!». Я говорю: «Пожалуйста, не называйте меня женщиной». В ответ слышу: «А кто же вы, как не женщина?». И я задумалась: как же быть в таких ситуациях?».

Действительно, как? Хорошо, например, французам с их «мадам» и «месье». Но что делать нам, как обратиться к человеку, имени которого мы не знаем? И Марина Цолаковна предложила множество вариантов: дорогая (или дорогой); доченька, сынок (если люди намного моложе); барышня, красавица, милая дама, симпатичный гражданин, приятный незнакомец... А еще можно - друг мой, дружочек...

Очень надеемся, что все эти «бриллиантики» сложатся в книгу.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook