Бриллианты и кастрюли
В Главном штабе самый знаменитый ювелир России Карл Фаберже предстал с неожиданной стороны.
Не случись в России революция, сегодня, возможно, в Петербурге было бы столько же ювелирных магазинов «Фаберже», сколько в Нью-Йорке – «Тиффани», а в Париже – «Картье».
Но революция произошла.
И нет магазинов «Фаберже» в Петербурге. Зато теперь есть два памятных зала в Главном штабе. Эрмитаж открыл их в канун Нового года.

ФОТО Бориса ОСЬКИНА
Здесь все блестит, сверкает и переливается. Гордость музейной коллекции – миниатюрные копии императорских регалий. Раньше они хранились в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа. Большая и малая короны Российской империи, а также держава и скипетр, выполненные из золота и усыпанные бриллиантами, снискали феерический успех на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Выкупил драгоценные игрушки с выставки император Николай Второй.
Фаберже все знают по пасхальным яйцам, но до недавнего времени в музейной коллекции их не было. Теперь есть: в прошлом году к 250-летию Эрмитажа яйцо-часы с алмазным петушком, ранее принадлежавшее Ротшильду, подарил музею президент России Владимир Путин. Тогда же он преподнес в дар серебряные каминные часы, которые когда-то были изготовлены ювелирной фирмой к серебряной свадьбе императора Александра III и Марии Федоровны. Оторваться от всего этого сверкающего великолепия почти невозможно.
Но в соседнем зале открыта временная выставка «Фаберже и Великая война», где ювелир и его фирма предстают с неожиданной стороны, многим доселе неизвестной. Когда разразилась Первая мировая, мастеров, трудившихся на великого Карла, забрали на фронт. Да и нужда в бриллиантах сократилась. Тогда Фаберже наладил выпуск продукции для фронта. Походные медные самовары и чайники, кастрюли для кипячения шприцев и сами шприцы, артиллерийские гильзы, гранаты... Все эти редкости, которые представляют «медного» Фаберже, предоставлены Русским национальным музеем Москвы. Этот военный, или, как еще говорят, «медный», период Фаберже был последним в истории его фирмы. Начиналось все с бриллиантов, закончилось – гранатами, шприцами и медными чайниками.
В 1918 году фирму Фаберже национализировали большевики. А драгоценности с его клеймом разметало по свету. Что-то аристократы вывезли с собой в эмиграцию, что-то было украдено, что-то пропало, а что-то продано за бесценок советским правительством – так сказать, «бриллианты для диктатуры пролетариата». Мемуары Матильды Кшесинской пестрят описаниями украшений и сувениров, которые дарили ей высокопоставленные поклонники. Драгоценности она всегда возила с собой в специальном чемоданчике. После революции у нее остался только чемоданчик. Примерно то же самое произошло в масштабах всей страны. Сейчас вещи Фаберже, купленные на аукционах, потихоньку возвращаются на родину.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5620) от 13.01.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии