Бриллианты и кастрюли

В Главном штабе самый знаменитый ювелир России Карл Фаберже предстал с неожиданной стороны.

Не случись в России революция, сегодня, возможно, в Петербурге было бы столько же ювелирных магазинов «Фаберже», сколько в Нью-Йорке – «Тиффани», а в Париже – «Картье».

Но революция произошла.

И нет магазинов «Фаберже» в Петербурге. Зато теперь есть два памятных зала в Главном штабе. Эрмитаж открыл их в канун Нового года.

Бриллианты и кастрюли | ФОТО Бориса ОСЬКИНА

ФОТО Бориса ОСЬКИНА

Здесь все блестит, сверкает и переливается. Гордость музейной коллекции – миниатюрные копии императорских регалий. Раньше они хранились в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа. Большая и малая короны Российской империи, а также держава и скипетр, выполненные из золота и усыпанные бриллиантами, снискали феерический успех на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Выкупил драгоценные игрушки с выставки император Николай Второй.

Фаберже все знают по пасхальным яйцам, но до недавнего времени в музейной коллекции их не было. Теперь есть: в прошлом году к 250-летию Эрмитажа яйцо-часы с алмазным петушком, ранее принадлежавшее Ротшильду, подарил музею президент России Владимир Путин. Тогда же он преподнес в дар серебряные каминные часы, которые когда-то были изготовлены ювелирной фирмой к серебряной свадьбе императора Александра III и Марии Федоровны. Оторваться от всего этого сверкающего великолепия почти невозможно.

Но в соседнем зале открыта временная выставка «Фаберже и Великая война», где ювелир и его фирма предстают с неожиданной стороны, многим доселе неизвестной. Когда разразилась Первая мировая, мастеров, трудившихся на великого Карла, забрали на фронт. Да и нужда в бриллиантах сократилась. Тогда Фаберже наладил выпуск продукции для фронта. Походные медные самовары и чайники, кастрюли для кипячения шприцев и сами шприцы, артиллерийские гильзы, гранаты... Все эти редкости, которые представляют «медного» Фаберже, предоставлены Русским национальным музеем Москвы. Этот военный, или, как еще говорят, «медный», период Фаберже был последним в истории его фирмы. Начиналось все с бриллиантов, закончилось – гранатами, шприцами и медными чайниками.

В 1918 году фирму Фаберже национализировали большевики. А драгоценности с его клеймом разметало по свету. Что-то аристократы вывезли с собой в эмиграцию, что-то было украдено, что-то пропало, а что-то продано за бесценок советским правительством – так сказать, «бриллианты для диктатуры пролетариата». Мемуары Матильды Кшесинской пестрят описаниями украшений и сувениров, которые дарили ей высокопоставленные поклонники. Драгоценности она всегда возила с собой в специальном чемоданчике. После революции у нее остался только чемоданчик. Примерно то же самое произошло в масштабах всей страны. Сейчас вещи Фаберже, купленные на аукционах, потихоньку возвращаются на родину.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5620) от 13.01.2016.


Комментарии